21.07.2006 На первом этапе запускать в ОЭЗ малый бизнес нереально В России создаются первые особые экономические зоны, причем пока только двух типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Вскоре будет объявлен конкурс на создание туристско-рекреационных ОЭЗ, после чего настанет черед и портовых. Однако в последнее время разгораются дискуссии о том, сколько же должно быть создано на территории РФ таких зон, каким в этом процессе должно быть участие государства, наконец, насколько важным инструментом развития региональной экономики, да и экономики страны в целом, являются такие зоны. Эти и многие другие вопросы были подняты в четверг, 20 июля, в ходе круглого стола на тему «Особые экономические зоны – новые инвестиционные возможности», который состоялся в Торгово-промышленной палате РФ. Открывая заседание, заместитель председателя комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский отметил, что в стране наконец-то сделаны первые шаги по реальному формированию особых экономических зон. ОЭЗ начали создаваться даже несмотря на то, что изначально ряд министерств, в том числе и Минфин, были против этого: они опасались, что такие зоны будут использоваться, как и прежде, для ухода от налогов и получения незаконных преференций. В.Рудашевский подчеркнул, что, в сущности, в рыночной экономике на самом деле не должно быть никаких особых зон: экономика должна регулироваться рыночными механизмами. Однако, по его словам, следует учесть особенности российской экономики, которая пока еще является переходной, а ряд ее отраслей не развивается в соответствии с их потенциалом. В связи с этим ОЭЗ следует рассматривать как инструмент стимулирования развития тех или иных отраслей экономики. В последнее время идут активные дискуссии, участники которых обсуждают целесообразность создания в стране особых экономических зон. В заключение В.Рудашевский признал, что в экономике страны действительно есть отрасли, нуждающиеся в специальной поддержке со стороны государства. О государственной политике в области формирования ОЭЗ рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по особым экономическим зонам Дмитрий Некрасов. Он сообщил, что со времени вступления в силу ФЗ об особых экономических зонах МЭРТ и РосОЭЗ было принято более 30 подзаконных актов, регулирующих создание и функционирование ОЭЗ на территории РФ. Также РФ заключила ряд международных соглашений о сотрудничестве в данной сфере, в том числе с Сингапуром, Чехией, Китаем. Кроме того, и внутри России подписано несколько договоров о сотрудничестве, в частности, с ТПП РФ. Д.Некрасов напомнил, что 18 января 2006 года было подписано 6 соглашений с руководителями исполнительных органов региональных властей по созданию 6 ОЭЗ: 4 технико-внедренческих (Томск, Дубна Московской области, Зеленоград, Санкт-Петербург) и 2 промышленно-производственных зон (Елабуга Республики Татарстан и Липецкая область). Сегодня сформированы все территориальные управления РосОЭЗ; во всех регионах, за исключением Москвы, приняты необходимые законодательные акты, предоставляющие налоговые преференции резидентам зон. 26 апреля Президент РФ Владимир Путин открыл первую ОЭЗ в Томске. Следующей откроется ОЭЗ в Дубне, а в сентябре – в Санкт-Петербурге. Д.Некрасов сообщил, что 1 августа или 1 сентября будет объявлен конкурс по созданию туристско-рекреационных ОЭЗ. Он отметил также, что уже сейчас в РосОЭЗ поступило около 30 проектов заявок на создание таких зон. Основные проблемы, которые отмечаются при рассмотрении заявок, связаны с неурегулированностью земельных и имущественных вопросов, отметил он. По словам представителя РосОЭЗ, в проекте федерального бюджета 2007 года на создание и развитие ОЭЗ предусмотрено 11 млрд 100 млн рублей, в 2008 году на эти цели планируется выделить от 14 до 18 млрд рублей. Более подробно на вопросах создания туристско-рекреационных ОЭЗ остановился начальник Управления развития внутреннего туризма Федерального агентства по туризму Анатолий Ушаков. Он выразил надежду, что закон, предусматривающий создание ОЭЗ такого типа, позволит активно работать не только самим зонам, но и станет стимулом к развитию целых территорий. А.Ушаков подчеркнул, что создание туристско-рекреационных ОЭЗ – это эффективный механизм экономического развития, а также создания современных конкурентоспособных курортов и зон отдыха. Он пояснил, что такие зоны должны быть конкурентоспособны не только внутри страны, причем конкурентоспособны как по туристско-рекреационным возможностям, так и по уровню сервиса. А.Ушаков считает, что в конкурсе на создание туристско-рекреационных ОЭЗ должны участвовать регионы, обладающие значительным потенциалом в данной сфере, но не имеющие необходимых финансовых ресурсов для этих целей. Председатель подкомитета по инвестициям в ОЭЗ комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Рубен Яврян остановился на проблемах формирования благоприятного инвестиционного климата в России. По его словам, на сегодняшний день РФ не является инвестиционно привлекательной страной, относительно благоприятные условия для инвесторов созданы только в 15-17 регионах. Р.Яврян подчеркнул, что без профессионального формирования инвестиционной привлекательности регионов нельзя вкладывать в их экономику государственные средства: регионы должны сами сделать первый шаг, начать развивать свою экономику, использовать собственный потенциал, только после этого в регион должны направляться федеральные инвестиции. Причем прежде всего важно не участие федеральных властей в реализации проектов по созданию ОЭЗ, а налаживание взаимодействия между региональными властями и бизнес-сообществом, уверен он. Говоря о роли малого бизнеса в работе особых экономических зон, Р.Яврян заявил, что наибольшее значение для работы ОЭЗ имеет не малый и не крупный бизнес, а средний. «Именно он может запустить ОЭЗ», - считает он. Причем задача малого бизнеса – обслуживать инфраструктуру зон. «Нереально на первом этапе запускать в особые экономические зоны малый бизнес», - резюмировал Р.Яврян. По итогам круглого стола его участниками были разработаны рекомендации, в которых, в частности, отмечается, что создание ОЭЗ необходимо считать одним из главных приоритетов в обеспечении динамичного развития российской экономики, перевода ее на инновационный путь развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества. Вместе с тем в настоящее время инструмент ОЭЗ сложно использовать для запуска инвестиционных процессов в депрессивных регионах. Этому препятствует как 50-процентное ограничение федерального инвестирования в инфраструктуру, так и текущие критерии отбора проектов, дающие существенные преимущества наиболее развитым субъектам РФ. В связи с этим, считают участники круглого стола, представляется целесообразным подробнее изучить возможности применения ОЭЗ для формирования «точек роста» в проблемных регионах. Кроме того, отмечается в рекомендациях, уровень налогообложения резидентов технико-внедренческих зон пока заметно превышает показатели налогового режима в ОЭЗ в странах-основных конкурентах России. Таким образом, желательно проработать вопрос о предоставлении дополнительных налоговых льгот резидентам ОЭЗ этого типа. ИА "Альянс Медиа" |