22.04.2009 В ТПП РФ состоялся круглый стол по электронным торгам Обсуждению перспективных форм проведения электронных аукционов был посвящен круглый стол, состоявшийся 21 апреля в ТПП РФ. Заместитель начальника Управления государственных услуг Росинформтехнологии Игорь Загорский заявил, что электронные аукционы имеют высочайшее государственное значение и для поставщиков товаров и услуг, и для госзаказчиков, и поэтому требуют к себе пристального общественного внимания. «Однако однозначного документа, сводящего всю проблематику электронных аукционов – нормативную, организационную и т.п. - в «единый пул», до сих пор нет. Да, сегодня штрафы за нарушения процедур торгов ощутимы, но чтобы накладывать их справедливо, нужен контроль на всех стадиях торгов», - заметил И.Загорский. По его словам, Еврокомиссия провела совместно с органами российской законодательной власти анализ существующей в мире нормативной базы по электронным торгам и пришла к выводу, что область применения этого законодательства лежит на пересечении публичного и частного права, а следовательно, подлежит самому тщательному регулированию из возможных, потому что в этой области конфликты власти и общества, увы, неизбежны, и в них, соблюдая минимальную объективность, следует разбираться с применением самой обширной доказательной базы. «Согласно ФЦП «Электронная Россия» и Постановлению Правительства РФ N931, учреждается Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ), в задачи которого входит организация информационного взаимодействия всех субъектов власти в стране. Введение в ОГИЦ функционала освидетельствования событий в электронной среде для последующего разбора в арбитражных судах, например, значительно бы упростило внедрение электронных торгов повсеместно на всей территории России», - считает И.Загорский. Для делегирования подобных функций ОГИЦ существует достаточное количество удобных многофункциональных сервисов, понятных, регламентированных процедур, аудиторские и другие фискальные возможности, уверен он. «Сегодняшние проекты электронных аукционов, к сожалению, локальны, присутствует некая «электронная разобщенность», при которой эффективное взаимодействие существующих систем попросту невозможно. На электронных торгах слабо учитываются интересы муниципальных заказчиков и поставщиков, почти не используются возможности современных электронных технологий, несмотря на готовность субъектов осуществлять электронную торговлю и удачные технические решения по ее реализации. Всероссийских электронных торгов сегодня не проводится, исходя из этих обстоятельств, совсем», - подытожил И.Загорский. Он предложил организовать на территории страны единую электронную площадку, а также принять конкретное техническое решение по авторизованному обмену данными между разными площадками, где будут действовать единые правила идентификации поставщиков через единый портал государственных услуг. Функция разбора конфликтов будет в этом случае возложена на подсистему аудита, действующую в рамках того же ОГИЦ. Выступление И.Загорского вызвало неоднозначные суждения с мест. Так, вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин предложил не тратить время на «изобретение велосипеда»: в России действует 300 площадок электронных торгов, и если правила будут для всех одними и теми же, то централизировать их не имеет большого смысла. Советник генерального директора АНО «Союзэкспертиза» Олег Сиваков также выступил против создания «монстра» в интересах ведомств, отметив, что вопросы безопасности электронной торговли в области госзакупок при отмене планки для электронных аукционов выходят на первый план, особенно в таких отраслях, как строительство. Генеральный директор ЗАО «Система Электронных Торгов» Антон Емельянов оценил практику 94-ФЗ в части статьи 41 об электронных торгах как успешную. «Лишь в 2008-ом году было проведено до 29 тысяч электронных торгов. Конечно, объем размещенных на них средств по сравнению с общим объемом госзаказа в стране ничтожен. Локомотивами развития электронных аукционов выступают вовсе не федеральные органы исполнительной власти, а максимум медицинские и образовательные учреждения. Однако такими субъектами в 2008 году размещено средств на 12125,158 млн руб. Для сравнения, федеральными органами исполнительной власти за тот же период размещено средств всего на 861,525 млн рублей», - заметил А.Емельянов. Если федеральные агентства и ведомства организуют электронные торги в единичных случаях, то стоит ли удивляться тому, как слабо задействованы муниципалитеты? «На городском уровне вообще предпочитают дробить лоты на запросы котировок, но при этом рынок электронных аукционов с 2006-го года ежегодно растет в 3-4 раза», - добавил А.Емельянов. По его данным, сильно выросло среднее количество участников электронных аукционов, резко обострилась конкуренция, в результате чего значительно снижается начальная цена. «Около 40% участников московских электронных торгов, являются немосковскими компаниями, что тоже симптом весьма позитивный. Потребность участия в открытых электронных торгах провоцирует подключение Интернета даже в тех компаниях, где он никогда не был нужен», - отметил А.Емельянов. Задачами на перспективу сегодня является удаленная выдача ЭЦП. А.Емельянов пояснил свою мысль: структура удостоверяющих центров сегодня работает стабильно, однако стоимость сертификата дорожает, и провайдерские программы для доступа к торгам тоже. «Проблемой, требующей решения, является и развитие института брокера электронных торгов, представляющего интересы компании на них в удаленном доступе. Мы отмечаем факты прямых угроз участникам торгов, и с этим тоже надо что-то делать. Нам нужен чёткий механизм определения начальной цены торгов, целесообразности перевода закупок в электронную форму, единства номенклатуры», - заключил А.Емельянов. Об опыте работы электронных торгов в Волгоградской области рассказала начальник информационного отдела Комитета экономики администрации Волгоградской области Людмила Полупанова. По ее словам, система электронных торгов в области существует с 2005-го года, и вокруг нее создано единое информационное пространство госзакупок, в котором постоянно работает более 3 тыс. областных и муниципальных организаций. «Система защищена от взлома и мошенничества, ее посещает до тысячи человек в день, а специальный встроенный модуль позволяет проводить электронные торги в реальном времени, и это одна из самых востребованных процедур. Реестр поставщиков системы ведет Волгоградская ТПП. Потенциальному участнику следует один раз представить туда пакет документов и в дальнейшем они будут доступны в электронном виде членам комиссий всех региональных заказчиков. За достоверность предоставляемых данных отвечает Волгоградская ТПП», - отметила А.Полупанова. Областное информационное пространство активно используется для противодействия коррупции, экономит время и средства участников, что чрезвычайно важно для малых предприятий, издержки которых имеют для них определяющее значение. Директор Информационно-аналитического центра Волгоградской ТПП Анна Пурясева внесла предложение о создании единого реестра поставщиков – аккредитованных участников открытых аукционов в электронной форме, используя для этого возможности современных электронных технологий, реализованных ОГИЦ и поручить ведение такого реестра территориальным ТПП, а участниками круглого стола было внесено предложение изучить опыт Волгоградской области для внедрения его в тех регионах, которым он покажется полезным и адаптируемым к их условиям. На протяжении дискуссии, возникшей между представителями ведомств, прозвучали различные тезисы о том, как следует организовать систему электронных торгов в стране – в частности, о том, что легкие процедуры электронных аукционов (аккредитация, например) не гарантируют от недобросовестных поставщиков, особенно при снятии ценового барьера, что будет означать игнорирование этих аукционов крупными заказчиками. Некоторые участники круглого стола высказались за разработку более оптимальных критериев победы в электронном аукционе, чем только цена: качество исполняемых работ зачастую от низкой цены не только не зависит, сколько противоречит ей, но это уже «концептуальная проблема всего закона ФЗ-94». Было предложено проводить в электронном виде и открытые аукционы. Кроме того, участники круглого стола уделили внимание предполагаемому делению зон ответственности заказчика и поставщика и выявлению конкретных государственных и общественных структур, которые могли бы гарантировать соблюдение взаимных интересов. ИА "Альянс Медиа" |