24.05.2005  И.Юргенс: следует прекратить искусственное деление бизнеса на малый, средний и крупный

   В понедельник, 23 мая, в информационном агентстве «Росбалт» при поддержке Института системных проектов и Института проблем глобализации состоялось заседание дискуссионного клуба «Модернизация России: новый вектор», посвященное перспективам развития российской экономики. Открывая заседание, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин подчеркнул, что вопросы взаимодействия государства и бизнеса сегодня более актуальны, чем 2 или 3 года назад. «Многие горячие головы, - отметил он, - утверждают, что неправильная модель взаимодействия государства и бизнеса наряду с неправильным отношением государства к населению станет одной из причин революции. Но это означает также, что если эту модель удастся изменить, будет возможно избежать революции и направить развитие нашего общества в цивилизованное русло».
   С докладом по теме «Оптимальная модель взаимодействия государства и бизнеса» выступил вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс. Он отметил, что такая модель выстраивается в зависимости от того, какая политическая сила находится у власти. Оптимальной модели быть не может, уверен он. Для выстраивания этой модели необходимы несколько структур. Прежде всего, сам бизнес должен быть объединен в какую-либо организацию, которая была бы признана обществом, самим бизнесом и государством как авторитетная. Также необходим ряд инфраструктурных организаций, к которым относится система торгово-промышленных палат, занимающихся вопросами подготовки кадров, сертификации, предоставления различных услуг и проч. И, наконец, должны действовать объединения работодателей, которые ведут переговоры с профсоюзами. В России, подчеркнул вице-президент РСПП, есть все для нормального взаимоотношения бизнеса и власти: политико-экономические союзы (РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ»), мощная ТПП РФ, а также Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. «Все инструменты, имеющиеся в распоряжении развитых стран, у нас есть, но мы их неверно используем», - подчеркнул И.Юргенс. По его словам, в России есть постоянное стремление использовать весь мировой опыт в настолько краткие сроки, что общество оказывается не готово к каким-либо изменениям.
   Как отметил И.Юргенс, впервые конструктивный диалог бизнеса и власти был налажен в 2000 году. В течение трех лет крупнейшие собственники страны представляли власти свои предложения по изменению экономической ситуации в России, за это время ими было сделано 18 предложений уровня национальных программ, на которые было получено 11 позитивных отзывов. Именно в это время, сообщил И.Юргенс, в стране «был запущен весь модернизационный механизм»: начали реализовываться налоговая, пенсионная, судебная реформы и проч. Эта плодотворная дискуссия, уверен вице-президент РСПП, была прервана в 2003 году «делом ЮКОСа». В это время появилась идея привлечь к диалогу с властью объединения малого и среднего бизнеса, ТПП РФ, Ассоциацию российских банков. Однако, считает И.Юргенс, «с середины 2003 года эти встречи более не носят эффективный характер». Они по-прежнему важны, так как благодаря им бизнес, как крупный, так и малый, понимает, каковы будут последующие шаги власти, высказывает свою позицию в этом отношении, но программы на уровне национальных уже не создаются.
   «Я не верю, что при нормальном диалоге между руководством и гражданским обществом, между властью и предпринимательским сообществом есть какие-либо основания для революционных потрясений», - заявил И.Юргенс. Но для увеличения этой уверенности, полагает он, есть необходимость консолидации предпринимательского сообщества. Прежде всего, считает вице-президент РСПП, «следует прекратить искусственное деление бизнеса на малый, средний и крупный». По его словам, это разделение было во многом делом власти, его необходимость заключалась в позиции «разделяй и властвуй». Однако сейчас, когда силы государства и бизнеса практически уравнены, в этом разделении нет необходимости. И.Юргенс уверен, что у малого, среднего и крупного бизнеса в отдельности нет каких-то специфичных интересов, особенно на этапе налоговой, банковской, финансовой, страховой и пенсионной модернизации, идущей сейчас в России. Вице-президент РСПП считает, что, искусственно разделяя предпринимательское сообщество, власть пытается предотвратить объединение бизнеса на антигосударственной основе. «Бизнес и сам этого никогда не сделает», - уверен И.Юргенс.
   По мнению вице-президента РСПП, «сейчас нужно дать объединиться промышленникам и предпринимателям, вдохнуть новые силы в инфраструктуру и вести дискуссию в области трехсторонних отношений». К настоящему моменту тактические задачи уже решены, надо начинать думать о стратегии, уверен он.
   В ходе заседания выступил директор Института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг. По его словам, идеального уровня развития отношений бизнеса и власти не достигнуто ни в одной стране мира. Он считает, что в настоящее время Россия – страна «бюрократического капитализма», российский капитализм в значительной мере зависит от власти. Р.Гринберг считает, что одним из результатов подобной ситуации может стать консолидация бизнеса с целью налаживания цивилизованного диалога с властью, кроме того, должна появиться политическая система, которая «будет ограничивать права «правящего дома». Р.Гринберг уверен, что сейчас основная задача по созданию в России гражданского общества сводится к тому, чтобы добиться демократизации политической системы, «это самое главное для нормальных отношений между бизнесом и властью».
   По мнению президента промышленной группы «МАИР» Виктора Макушина, «настоящее положение в отношениях между бизнесом и властью способствует революционной ситуации». Он уверен, что бизнес недоволен сложившейся системой отношений с властью, довольны лишь те, кто является монополистом или каким-либо образом связан с руководством страны. Однако в настоящее время в стране «появился большой класс людей, которые сами себя сделали и владеют тем, чего добились своими силами». Именно эти люди, уверен В.Макушин, и есть основа бизнеса. Они считают, продолжил он, что могут работать гораздо лучше при нормально выстроенных рыночных отношениях, четко прописанных правилах игры, добросовестной конкуренции. Этих условий сегодня нет, считает В.Макушин. Он уверен, что конфликт бизнеса и власти неизбежен, так как у власти всего два пути для дальнейших действий. Первый – «дать бизнесу возможность проявить себя, расти», но в этом случае тех, кто станет понимать, что власть некомпетентна, будет становиться все больше. Второй путь – «зачистить всех активных и ярких», однако он возможен только в том случае, если страна будет изолирована от остального мира, но это невозможно, особенно с учетом огромных ресурсов России. Эта «зачистка», уверен В.Макушин, приведет только к тому, что страна станет управляться еще хуже. Он считает, что только при консолидации усилий лучших представителей предпринимательского сообщества можно найти выход из сложившейся ситуации.
   Как считает руководитель Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан, проблема отношений бизнеса и власти в РФ – производная от проблем в отношениях бизнеса с различными группами населения. Он уверен, что в 2003 году диалог предпринимательского сообщества и власти прервался не случайно. А.Аузан пояснил эту позицию следующим образом. Во всех странах, где реформируются отношения собственности, возникает проблема компенсации, так как собственность разделить законным и справедливым образом невозможно. В результате обязательно возникает вопрос легитимности, возник он и в России. По мнению А.Аузана, есть разные варианты решения этой проблемы: можно принять компенсационное законодательство, в результате чего олигархи будут должны доплачивать за полученную за бесценок собственность; можно комплексно изменить политику олигархических групп в отношении малого бизнеса, окружающей среды и проч. «То решение, к которому мы пришли, означает отсутствие решений, - заявил А.Аузан. - Все передано верховной власти, которая вопрос о легитимности собственности не решила». Он уверен, что пока бизнес не выработает свой вариант отношения с населением, свой вариант решения проблемы легитимности, пока население не примет этого подхода, отношения бизнеса и власти обречены на то, чтобы оставаться тупиковыми.
   А.Аузан не считает, что малый, средний и крупный бизнес имеет одинаковые интересы, мнения по ряду вопросов бывают противоположными. Он полагает, что нет непременной необходимости объединяться малому, среднему и крупному бизнесу, предпринимательских объединений должно быть столько, сколько нужно. При этом, уверен он, среднему бизнесу объединяться труднее, чем крупному, хотя крупному труднее договариваться внутри этих объединений; малому же бизнесу «объединяться фантастически трудно».
   Сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин не согласен, что нарушение взаимодействия между бизнесом и властью началось с «дела ЮКОСа». Однако, считает он, действительно отношения между властью и предпринимательским сообществом с начала 2003 года начали резко ухудшаться. Он уверен, что доверие необходимо восстанавливать обоюдно: ведь не только бизнес не доверяет государству, но и государство тотально не доверяет предпринимательству - ни один рубль государственных средств не вложен в активы частного бизнеса. Необходимо, чтобы государство вложило значительные ресурсы в надежные частные компании, полагает И.Дискин.
   ИА "Альянс Медиа"