20.07.2006 Лесной коплекс будет развиваться самостоятельно, без участия государства 19 июля в ТПП РФ состоялось расширенное заседание Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства. В своем выступлении председатель комитета Александр Беляков подчеркнул, что с государственного контроля вопрос развития лесного комплекса не снимается, и основное направление его развития – переход к новым крупным инвестициям в лесной комплекс. А.Беляков назвал главное конкурентное преимущество, которым обладает России относительно других стран, развивающих лесной бизнес, – в стране больше всех леса в мире и один серьезный недостаток – большой путь продвижения продукции от места заготовки до потребителя. Значительная протяженность этого пути – из Сибири до европейской части России – толкает на то, чтобы основывать деревообрабатывающие производства в Сибири. По мнению А. Белякова, государство не должно быть в стороне от развития лесной отрасли, и такие ее сферы, как, например, целлюлозная промышленность, производство элитных сортов бумаги без государства «не поднять». В связи с этим, считает он, нужна специальная федеральная целевая программа развития лесопромышленного комплекса, чтобы все предприятия отрасли могли работать в условиях, которые существуют в особых экономических зонах. Кроме того, по мнению председателя комитета, необходимо заинтересовать регионы в развитии ЛПК, чтобы часть косвенных налогов оставалась там, где идет глубокая переработка леса. А. Беляков подчеркнул, что развитию малого бизнеса в ЛПК мешают «аппетиты местных властей» по установлению ставок аренды, это губит маленькие производства на пилорамах, которые являются практически единственным местом работы для населения многочисленных лесных поселков. Виктор Долгов, заместитель главы администрации Иркутской области, подробно остановился на проблемах эффективного управления лесным комплексом региона. По его мнению, кроме основного курса на глубокую переработку древесины, речь вообще должна идти о строительстве современных лесообрабатывающих заводов. Согласно приведенным им данным, из 6 млн 100 тыс. куб.м древесины, заготовленных в регионе в 2005 г. 5 млн куб. м круглого леса было отгружено в Китай. Перерабатывающие мощности в области загружены всего на 40%. В. Долгов сообщил, что основная стратегия руководства региона на ближайшее время – это создание лесных терминалов, где продукция сначала собирается, а затем распределяется по потокам. По его словам, известие о создании таких терминалов в первых четырех районах области уже привело к тому, что многие китайские компании пошли на создание совместных предприятий с Россией. По его словам, в последнее время наметилась тенденция создания небольших высокоэффективных производств в ЛПК Иркутской области, Таких в регионе уже 20, в этом году будут созданы еще 3. Александр Рудик, председатель совета директоров ООО «Русская лесная группа» считает главными проблемами ЛПК на данный момент следующие: низкие закупочные цены лесоперерабатывающих предприятий (из-за низкой эффективности их работы, обусловленной необходимостью обеспечить работой население лесных поселков), раздачу лесных ресурсов «по мелочам», чиновничьи поборы на всех этапах от заготовки до переработки, отсутствие квалифицированного персонала. Член комитета Наталья Пинягина рассказала о ходе работы над законопроектом «Лесной кодекс РФ». По ее словам, в июле в условиях строжайшей секретности верстался новый, 29-й по счету, вариант законопроекта, который будет предложен ко второму чтению, радикально отличный от всех вариантов, предложенных общественными организациями, лесопромышленниками и т.д. Он носит рамочный, отсылочный характер и требует разработки других законов. Из 1600 поправок группой из трех депутатов во главе с Н. Комаровой к принятию предложены 127 поправок, и под предлогом регламента все попытки обсудить эти поправки в рабочей группе, объединениях лесопромышленников были отклонены. Н. Пинягина предложила внести комитету выработать единую позицию, и представить ее к парламентским слушаниям, которые пройдут 4 сентября в Госдуме. По мнению председателя комитета А. Белякова, самое главное - проекте закона остался пункт, связанный с земельными отношениями (земли, покрытые лесами), что приведет к продаже леса. Кроме того, не прописано участие государства в управлении лесами, а также положение о том, кто будет вести хозяйственную деятельность в лесу и т.д. Он считает, что разработчики зашли в тупик: закон становится отсылочным, все будет решаться законодательными актами правительства РФ. Не менее драматично, как оказалось, складывается ситуация и с федеральной целевой программой по лесопромышленному комплексу. Как сообщил член комитета В. Прилипов, ФЦП по лесу на 2007 г. не предусмотрена. На это председатель комитета заметил: раз целевой программы не будет, значит, не будет государственной политики в отрасли, и как следствие – лесопромышленный комплекс будет развиваться самостоятельно. Он предложил записать в решении, что комитет категорически возражает против исключения из плана на 2007г. ФЦП по лесопромышленному комплексу. ИА "Альянс Медиа" |