03.11.2009 ТПП РФ: ценовая и тарифная политика серьезно влияет на экономику Пресс-конференция, посвященная Всероссийской конференции «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России», прошла 3 ноября в ТПП РФ. Открывая пресс-конференцию, вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков напомнил, что Всероссийская конференция состоится 11 ноября текущего года. «На прошлой конференции, а также на прошлогоднем ноябрьском совещании в Кремле с Президентом РФ Д.Медведевым были приняты некоторые предложения ТПП РФ по регулированию тарифно-ценовой политики. Однако, несмотря на выработанные поручения Правительству РФ, деятельность ФАС РФ по внесению изменений в антимонопольное законодательство, предложения МЭР РФ и ФСТ, комплекс мер по защите интересов малого предпринимательства, в целом тарифно-ценовая политика страны бессистемна и фрагментарна, механизмы ее формируются на ходу, в режиме «ручного управления». Не увязанными между собой оказываются налоговая, таможенно-тарифная политики, лицензирование, поддержка малого и среднего предпринимательства», - подчеркнул В.Исаков. Коллектив авторов во главе с генеральным директором Национального института развития РАН М.Гельвановским разработал целостную концепцию тарифно-ценовой политики страны, которая будет вынесена на обсуждение грядущей конференции. Ее уже обсуждали комитеты ТПП РФ, пришедшие к различным выводам по различным сегментам регулирования, однако признавшие в общем, что в ценовой политике страны присутствуют существенные перекосы, обусловленные исторически сложившейся практикой купли-продажи товаров государством, а также коррупционной составляющей. Генеральный директор Национального института развития РАН Михаил Гельвановский заметил, что над разработкой концепции тарифно-ценовой политики в течение последних полутора лет работал серьезный авторский коллектив, состоящий, в том числе из бывших советских работников, занимавших высокие посты в министерствах и ведомствах СССР. «Хотелось бы отдельно подчеркнуть, что постоянные апелляции к мировым ценам по отношению к российским несправедливы именно потому, что мирового экономического пространства как такового не существует: каждое государство решает свои задачи. На мировом рынке, например, хозяйничают транснациональные корпорации, которым нет дела ни до каких национальных интересов», - заметил М.Гельвановский. По его словам, концепция долгосрочного развития страны до 2020 года не будет полной вне тарифно-ценового блока, потому при формировании его авторы поставили себе целью повышение конкурентоспособности отечественной экономики. «Надо сказать, что от конкурентоспособности отдельного предприятия мало что зависит. Для создания конкурентоспособной экономики государство должно обладать и экономической, и военной, и научной, и социальной независимостью, разумно регулировать интересы бизнеса и общества», - заявил М.Гельвановский. По его мнению, в России практически независимо друг от друга сосуществуют три экономики: инвалютная (преимущественно долларовая), направленная на экспорт изделий за рубеж и никак не влияющая на внутренний рынок, рублевая монопольная, формирующая завышенные цены «генплановским» методом, и рублевая «рыночная», ущербная тем, что ценоформирование в ней происходит при участии множества посредников. «Разговоры про рынок электроэнергии и услуг ЖКХ так пока разговорами и остались. Рыночной экономики в России практически не сложилось. Двадцать лет никто не занимался кусками развалившейся советской экономики, а теперь невозможно приоткрыть завесу туманности над «коммерческой тайной», которой руководствуются при ценообразовании чуть ли не все компании страны, и потому невозможно узнать, какие издержки они несут и какова действительная себестоимость продукта или услуги в зависимости от затрат», - констатировал М.Гельвановский. Концепция, разработанная его соратниками и единомышленниками, подразумевает, во-первых, создание общенациональной системы ценовой информации, без анализа данных которой невозможно принимать решения, а во-вторых, принятие федерального закона о ценах. Эти меры позволят, по мысли М.Гельвановского, выдавить с рынка ненужных посредников, сделать ценообразование разумным и справедливым. Он полагает, что главный парадокс России сегодня в том, что самое либеральное ценообразование сталкивается с самой монополизированной экономикой, порождая самые большие издержки. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль добавил, что никакой ценовой политики в России давно нет именно потому, что цель дальнейшего развития общества не осознана ни государством, ни самим обществом. «Полагаю, конечной целью развития должно быть достижение благосостояния российского народа, а не отдельно взятых олигархов. Если касаться мирового опыта регулирования цен, то в самой ультралиберальной стране – США – жесточайшим образом регулируются так называемые «базовые цены», например, на социальное жильё», - отметил Г.Шмаль. Он считает российские цены на нефтепродукты совершенно не справедливыми. «Судите сами – литр «девяносто второго» бензина в России стоит 22 рубля, в США – 19, в Ираке - 3 руб., в Венесуэле - 1 рубль 30 копеек. Это справедливо? 80% среднего бюджета российской семьи, таким образом, может уйти на один бензин, в то время как в Европе – 1,5-2%, учитывая, что бензин там стоит в два раза дороже, чем у нас. Отчего так? Нет рынка нефтепродуктов, нет конкуренции, регионы страны поделены между монополистами, а 60% стоимости бензина составляют налоги. Никто не считает справедливую цену исходя из себестоимости продукта, налогов, рентабельности предприятия», - полагает Г.Шмаль. Председатель Комитета Государственной думы ФС РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров сообщил, что сегодня 15 федеральных законов, более ста федеральных актов и тысячи других нормативных актов регулируют более 9 тысяч тарифов. При этом совершенно не учитываются новые цели российской экономики по увеличению доли малого бизнеса в 4 раза за 11 лет, например, или доли предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. «Рынок земли, например, работает у нас лишь на 1%, а вообще рынки страны недооценены процентов на семьдесят в среднем каждый. И монополизм, который мы видим, это и основание, и самый характерный признак экономики сырьевого типа, с которой мы хотим попрощаться навсегда. Следует понять: сегодня в России нельзя заработать деньги. Дают зарабатывать только отдельным компаниям, но в целом налоговая система носит угнетающий характер», - подчеркнул Е Федоров. Он призвал изменить принципы бюджета, являющегося сегодня «самым социальным» в мире: 70% его расходной части идет на различные выплаты населению страны. «Мы должны создавать конкурентные рынки повсюду, где их еще нет, пояснять бизнесу, что их расчет на получение монополистической прибыли в этом случае не будет работать. Также следует организовать анализ затрат естественных монополий, четко разделить компетенции и ответственность, усилить полномочия государства в ценообразовании, организовать общественное представительство в комиссиях по исследованию рыночных цен», - заключил Е.Федоров. Заместитель Генерального директора по экономике ОАО «ПО «Водоканал» (г.Ростов-на-Дону) Наталья Ефимченко высказала мнение о том, что в процесс ценообразования напрасно не закладываются производственные затраты, амортизацию, обучение кадров, что и разгоняет инфляцию. «Нас заинтересовала методика ценообразования, исходящая из доходности на вложенный капитал, разработанная в РАН», - подчеркнула Н.Ефимченко. ИА "Альянс Медиа" |