09.10.2007  Промышленники просят государство вести взвешенную тарифную политику

   В рамках секции по промышленности Всероссийской конференции «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики», состоявшейся 9 октября в «Эскпоцентре», ведущими российскими экспертами и представителями конкретных отраслевых предприятий было проанализировано состояние отечественной промышленности.
   Председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию Валерий Платонов заявил, что в период перехода от плановой экономики к рыночной проявились существенные диспропорции, унаследованные от советского прошлого. Перед Россией стоит вопрос, как именно включаться в мировой рынок товаров и услуг, куда применить накопленный интеллектуальный капитал. Ответ на первый вопрос очевиден: вход в глобальную экономику должен быть плавным, не наносящим урона отечественным отраслям промышленности.
   «Бизнес-структуры, общественные организации серьезно обеспокоены перспективой вступления России в ВТО и предпринимают усилия по прогнозированию ситуации, изучению возможных подходов к ней», - сказал В.Платонов.
   К отрицательным сторонам сегодняшнего экономического положения В.Платонов отнёс слабое освоение российскими предпринимателями конкурентных ниш, утрату позиций отечественного автопрома и обрабатывающих отраслей в целом. По словам В.Платонова, прирост их составил в 2007 году лишь 4,7% при общем увеличении ВВП на 6,2%. В последнее время нередко слышатся голоса тех, кто считает, что нужно перестать развивать российское автомобилестроение. Однако практически все европейские страны продолжают заниматься производством автомобилей, и России необходима защита от демпинговой продукции, прорыв на мировые рынки. В то же время качеством продукции пока наша страна похвастаться не может. Низка инновационная активность, объем традиционных рынков сбыта сокращается, инвестиции не обеспечивают обновления производственной базы, неконкурентоспособен сервис.
   «Необходимо усилить контроль за ценообразованием в естественных монополиях, особенно в энергетике. Приведение цен к мировым отразится на экономике России крайне пагубно, конкурентоспособность ее неизбежно снизится! Никто же не требует, чтобы все члены ЕС уравняли цены на продукты питания, во всех странах они разные. От нас же требуют уравнять цены на энергоносители, не сообразуясь с условиями, в которых работает наша экономика», – заметил В.Платонов.
   По его словам, некоторые меры властями всё же предпринимаются: созданы новые институты развития (Инвестиционный фонд, Банк развития, Венчурный фонд), но степень информированности регионов об их деятельности, о федеральных решениях в общем крайне низка. Регионы, правда, успешно используют механизмы субсидирования процентных ставок, налоговых льгот, ускоренной амортизации и амортизационных премий, упрощают налоговый учёт, однако необходимо еще принять изменения в гл.25 Налогового кодекса с тем, чтобы выверить методы начисления амортизации в бухгалтерском учёте. Амортизационную премию следует увеличить как минимум до 30%.
   Для успешного развития экономики в первый год эксплуатации высокотехнологического оборудования нужно списывать от 20-30% до 100% стоимости, а также снизить таможенные пошлины на высокотехнологическое оборудование.
   В особой поддержке со стороны государства нуждаются предприятия ОПК, сохранившего свой интеллектуальный и производственный потенциал, еще и сейчас опережающего по отдельным показателям мировое производство. 8%-ный дефлятор предельной цены на продукцию ОПК, установленный МЭРТ, делает положение отрасли крайне сложным при опережающем росте цен на энергоносители.
   В.Платонов считает, что обрабатывающие отрасли должны пользоваться особым покровительством государства. Именно они помогут экономике сойти с сырьевой иглы. До сих пор эта задача решается неудовлетворительно: зависимость от экспорта лишь увеличивается.
   Председатель подкомитета по амортизационной политике и финансовым балансам экономики Комитета ТПП РФ по промышленному развитию Николай Савельев представил динамику активов российских товаропроизводителей в последние годы. Она характеризуется дисконтированием активов, дефицитом оборотных средств, ускорением оборачиваемости активов, как следствие - снижением реальных запасов предприятий и отвлечением амортизационных ресурсов, что приводит к критическому износу основных фондов и дефициту средств для развития.
   «Конфликт активов производителей и госрегулирования обозначился давно, но правительство до сих пор не определилось с параметрами конкурентоспособности», - заявил Н.Савельев.
   В прямой зависимости от динамики активов, по его словам, находится динамика пассивов компаний, которая характеризуется следующими взаимосвязанными процессами: ростом кредитной задолженности, «спазмом ликвидности» для привлечения инвестиций (особенно в обрабатывающих отраслях), отложенным кризисом пенсионной системы, стагнацией НИОКР, отставанием в темпах модернизации, что в итоге приводит к снижению конкурентоспособности предприятий.
   Данная ситуация сказывается и на кредитной системе страны. Так, в ней отмечаются дисконтирование банковских депозитов, снижение чистых активов банков, повышение ставок по кредитам, дефицит кредитования российского экспорта.
   Следовательно, депрессия активов означает потерю внешнего и внутреннего рынков для многих товаропроизводителей РФ, подчеркнул Н.Савельев.
   Анализируя платежный баланс РФ, можно прийти к выводу, что до 2006 года добывающий сектор экономики компенсировал дефицит активов путем повышения тарифов для перерабатывающих отраслей. В минувшем году была предпринята попытка ужесточения тарифной политики, однако переговорный процесс в данной сфере зашел в тупик, что привело к дефициту средств развития и оборотных ресурсов российских компаний. Внешние инвестиции 2006 года заменили собой инструмент роста тарифов для ликвидации дефицита активов, то есть иностранные инвестиции выполнили функцию, аналогичную росту тарифов.
   Кроме того, в 2006 году Россия больше задолжала, чем приобрела от роста экономики: так, хотя рост ВВП составил 6,8%, рост обязательств по привлечению инвестиций был равен 10,5%. Таким образом, финансовый итог роста экономики страны – минус 3,7% ВВП. Реальная стоимость иностранных инвестиций составила для России 40-45% годовых. Долг по инвестициям растет в 1,6 раза быстрее роста ВВП, а трудовые потери от этого процесса равны годовому труду населения Москвы.
   Следовательно, получается, что «чем больше мы работаем, тем меньше мы стоим», - считает Н.Савельев.
   В результате, когда Россия выйдет на глобальный рынок после вступления в ВТО, объем ее материальных активов окажется несопоставим с объемами других стран: на сегодняшний день объем суммарных материальных активов США составляет около 123 трлн долларов, ЕС – 177 трлн долларов, РФ – 5,5 трлн долларов. Аналогичная ситуация складывается и в банковской сфере: объем активов только одного американского банка City Groupe составляет 1,5 трлн долларов, тогда как все активы банковской системы РФ –0,27 трлн долларов.
   Таким образом, вполне может наступить кризис торгового баланса РФ. Об этом, в частности, свидетельствуют тенденции в платежном балансе: сохранение «спазма ликвидности» в обрабатывающих отраслях РФ, снижение доходов сырьевого экспорта, рост экспорта капитала по обслуживанию инвестиций, рост технологического импорта с оплатой из амортизационных активов, ограничение экспорта по лицензионным соглашениям, что в результате приводит к неизбежному снижению сальдо торговых операций.
   Главные последствия такой ситуации – это высокая стоимость инвестиций, которая ведет к снижению чистых активов в сырьевом секторе, при этом активы обрабатывающего сектора неликвидны и потенциала для экспорта в будущем не содержат. В связи с этим при падении торгового баланса правительство будет вынуждено вновь увеличить тарифы сырьевого сектора. В такой ситуации социальный, бюджетный и политический кризис начнет развиваться в регионах с высокой долей обрабатывающей промышленности.
   Сегодня в России отсутствует учёт дефицита активов, статистика по активам предприятий, сравнения по активам с конкурентами, методики такого сравнения, не хватает кадров, способных проводить сравнительный и перспективный анализ активов, нет учебных программ по подготовке таких кадров, панелей индикаторов конкурентоспособности по отраслям, контроля за этим процессом со стороны государства (прежде всего – финансового мониторинга), правовых норм, не ведется переговорный процесс по данному вопросу, а главное – нет конкретных установок со стороны государства. Лишь при создании системы учёта и наращивания активов отраслевых предприятий можно выиграть гонку за влияние в мировой экономике, подчеркнул Н.Савельев.
   Предложения участников конференции скорректировать тарифную политику поддержал директор Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Александр Дейнеко. Он, в частности, рассказал об опыте работы Объединенной металлургической компании (ОМК), которая - единственная из отечественных – принимает участие в проектах Сахалин-1 и Сахалин-2.
   «Частная компания, даже самая сильная, не может бороться против государственного монополизма. Поездка одного грузовика на Дальний Восток стоит тысячу долларов, и мы просим посредничества ТПП РФ в коррекции тарифной политики государства», - заявил А.Дейнеко.
   ИА "Альянс Медиа"