07.11.2008  В ТПП РФ одобрили готовящийся закон о промышленной политике

   Проект Федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» обсудили на совместном расширенном заседании Комитета ТПП РФ по промышленному развитию, Комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий, Комитета Государственной думы по промышленности, Экспертного совета по общим вопросам государственной промышленной политики при Комитете Государственной думы по промышленности.
   Заместитель председателя Комитета Государственной думы по промышленности Елена Панина сообщила, что закон внесен группой авторов в Госдуму 1 сентября 2008 года, и дальнейшее инновационное развитие страны без него невозможно.
   «Конечно, это будет рамочный закон, и в дополнение к нему мы обязаны принять еще ряд законов о промышленном развитии, но в нашем законопроекте впервые дается четкое и недвусмысленное определение промышленной политики, обозначаются уровни господдержки промышленной политики – федеральный, региональный, муниципальный, указывается место промышленной политики в социальной политике и прогнозировании долгосрочных перспектив народного хозяйства, показывается структура экономических мер и действий субъектов промышленной политики исходя из цели стабильного и инновационного развития России», - отметила она.
   К субъектам промышленной политики, по мысли авторов законопроекта, относятся не только сами промышленные предприятия, но и бизнес-объединения промышленников, научные союзы и общества, организации потребителей. Именно они, совместно с органами власти всех уровней, должны вырабатывать промышленную политику страны.
   «Мы предусматриваем создание нового органа – Национального промышленного совета, в который войдут представители указанных субъектов промышленной политики», - подчеркнула Е.Панина.
   Особое место занимает в законе понятие промышленного кластера, не введенное до сих пор юридически исчерпывающе ни в одном из нормативных актов РФ. Оно сегодня рассматривается то в территориальном аспекте, то в отраслевом, то в территориально-отраслевом, а новый закон устанавливает для кластера интегральное определение. Промышленный кластер, по словам Е.Паниной, должен получить отдельное законодательное оформление.
   «Мы получили около двадцати одобрительных отзывов на нашу работу от субъектов РФ, что свидетельствует об огромном интересе к теме промышленной политики, и теперь, вслед за принятием закона, следует тщательно продумать законодательные изменения в другие основополагающие законодательные акты страны. Так, Налоговый кодекс надо приспособить к стимулированию инновационной деятельности, предусмотреть возможность «налоговых каникул» для инноваторов, снова ввести для них инновационную налоговую льготу. Что касается Бюджетного кодекса, нужно восстановить в нем понятие бюджетного кредита. Изменения затронут и Таможенный кодекс – перевооружение предприятия стоит сегодня слишком дорого с точки зрения налогов»,- заметила Е.Панина.
   По ее мнению, следует «переписать заново» закон о финансовой аренде и лизинге, а знаменитый 94-ФЗ о госзакупках, «который давно встал поперек горла практически всем российским производителям», дополнить возможностью размещать заказы на своих предприятиях.
   «Понятно, что изменения затронут и 184-ФЗ, и 131-ФЗ, касающиеся полномочий органов власти всех уровней. Мы до сих пор не решили, какое именно имущество следует оставить субъектам. По нашему мнению, в первую очередь то, которое используется для поддержки промышленной деятельности. Надеюсь, пакет «промышленных законов» будет принят еще при существующем составе Госдумы», - заключила Е.Панина.
   Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов напомнил, что министерство является уполномоченным органом по разработке законов в области промышленности, но предпочло идти не от общего к частному, а наоборот. Теперь на счету ведомства масса разработанных стратегий развития по ведущим отраслям промышленности – судостроению, легпрому, автопрому, станкостроению, лесопереработке (совместно с Минрегионразвития), фармацевтике (совместно с Минсоцздравразвития), газотурбинной отрасли, вертолетостроению. Некоторые стратегии уже приняты и осуществляются, а некоторые находятся в стадии разработки.
   «Стратегий разработано столько, что уже назрела необходимость их кодификации с точки зрения используемых инструментов и практик», - считает С.Наумов.
   Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по промышленности Валерий Драганов заметил, что сутью промышленной политики было и остается регулирование промышленной политики, особенно тарифное. В последние месяцы, напомнил В.Драганов, депутаты Госдумы сделали достаточно для поддержки отечественной промышленности, выдав средства сперва финансовому рынку, а затем градообразующим предприятиям во многих регионах страны.
   «Теперь перед нами стоит сложный вопрос о краткосрочных стабилизационных кредитах. Как бы ни спорили сторонники и противники таких кредитов, ясно, что темпы освоения средств, отпущенных на инфраструктурные проекты в рамках ГЧП, снижать нельзя – они гарантируют значительные отчисления в бюджет и модернизацию экономики в целом», - считает В.Драганов.
   Также следует предпринять все возможные меры к поддержке спроса на российские товары, добавил он, что потребует расширения госрезервов.
   «Например, размещение государственного оборонного заказа не должно опираться на госкомпании. Кто сказал, что госчиновник априори честнее бизнесмена в смысле соблюдения интересов страны? Должно быть равноправие», - полагает В.Драганов.
   Он высказался и по отсрочкам и рассрочкам платежей в сфере лизинга авиатранспорта – они, по его мнению, должны быть поддержаны Правительством РФ. Закон об этом, несмотря на негативную конъюнктуру вокруг него, депутат Драганов внесет в Госдуму сам.
   «Я ошибочно голосовал когда-то за отмену инвестиционной льготы, но сегодня ошибку следует исправить, предусмотрев поправки о компенсационных вычетах и вычетах на НИОКР. Вечной темой является для нас и возврат НДС, которого уже просто неприлично ждать в течение нескольких месяцев, а то и лет. Постоянными проблемами для нас является поддержка экспорта, приемлемый для промышленности уровень ставки рефинансирования, контроль за тарифами естественных монополий», - заключил В.Драганов.
   Заместитель председателя ТПП по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский поддержал идею закона.
   «Закон должен фактически заявить, что ответственность за промышленную политику берет на себя государство, а не бизнес, для которого такая задача в масштабе страны неподъемна. И кластеры, и нефискальную аммортизационную политику нельзя ввести вне рассматриваемого закона – он должен быть принят в первую очередь», - отметил В.Рудашевский.
   Председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию, генеральный директор Челябинского тракторного завода Валерий Платонов полагает, что закон о промышленной политике должен знаменовать собой новый принцип участия государства в экономике.
   «Достижение лидирующих позиций в мировой экономике должно быть поставлено в законе главной целью, а без достаточных капиталовложений такую задачу решить нельзя: ничего не вкладывая, ничего и не получишь. Считаю, что следует более тщательно прописать в законе детали взаимодействия Национального промышленного совета с другими органами власти и общественными организациями. Также нужно разработать отдельную программу по развитию перерабатывающих отраслей, поддерживающую отечественного производителя не на словах, а на деле. Отчего бы не ввести в 94-ФЗ обязанность покупать российское, если оно соответствует стандартам, вместо западного? Это была бы реальная поддержка российской промышленности. Инвестиционный климат в России пора улучшать мерами радикальными», - заключил В.Платонов.
   Помощник руководителя Администрации Президента РФ Екатерина Попова отметила определяющую роль государственно-частного партнерства (ГЧП) в будущем становлении российской экономики.
   Она предложила в качестве основного метода развития ГЧП индикативное планирование, а в качестве возможных механизмов – отраслевой контракт, заключаемый государством с отраслью, балансовый метод и метод цепочек добавленных стоимостей.
   По мнению Е.Поповой, России нужен долгосрочный прогноз инновационно-технологического развития до 2020 года, долгосрочная стратегия экономической безопасности, долгосрочная Генеральная схема развития и размещения производственных сил до 2020 года с учетом миграционных потоков, топливно-энергетического баланса, о котором следует принять отдельный закон.
   В целом представленный закон о национальной промышленной политике был собравшимися одобрен.
   ИА "Альянс Медиа"