08.12.2003 М. Дмитриев: "Будет выделен целый ряд отраслей, по которым будут приняты решения об упразднении прямого государственного контроля и надзора и передаче этих функций саморегулируемым организациям" В пятницу, 5 декабря, в ТПП РФ прошел круглый стол «Общественное обсуждение механизма и порядка передачи отдельных государственных функций в сфере регулирования оценочной и аудиторской деятельности саморегулируемым организациям». Как отметил в своем выступлении Михаил Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ, месяц назад Государственная Дума приняла в первом чтении Федеральный закон о саморегулируемых организациях. Однако, по его словам, в Правительстве РФ отношение к данному законопроекту далеко не однозначное. Существует мнение, что данный законопроект не вполне отвечает задачам развития саморегулирования. Поэтому судьба закона остается достаточно неопределенной. Вместе с тем, как сказал М. Дмитриев, Комиссия по административной реформе в рамках анализа функций федеральных органов исполнительной власти предложила к упразднению целый ряд административных функций, связанных с механизмами контроля, надзора и лицензирования определенных видов деятельности. Причем эти функции предлагается не только упразднить, но заменить их той или иной формой саморегулирования в соответствующей отрасли или сфере деятельности. Это касается, в частности, аудита, оценочной деятельности и т.д. «Будет выделен целый ряд отраслей, - подчеркнул М. Дмитриев, - по которым будут приняты решения об упразднении прямого государственного контроля и надзора и передаче этих функций саморегулируемым организациям. Кроме того, несмотря на то, что закон о саморегулируемых организациях содержит большое количество норм, тем не менее, он не дает ответы на все вопросы, поэтому он не может содержать достаточное количество норм прямого действия, применимых непосредственно к каждой конкретной отрасли». По словам М. Дмитриева, по результатам деятельности Комиссии по административной реформе будет рассматриваться вопрос о подготовке соответствующего отраслевого законодательства, которое бы устанавливало порядок формирования институтов саморегулирования, механизмы передачи полномочий и порядок взаимодействия этих организаций как с субъектами регулирования, так и с государственными органами. При этом, считает Дмитриев, необходимо добиться, чтобы эти саморегулируемые организации не превратились в отраслевых бюрократических монополистов, какими до сих пор выступали ведомства-регуляторы. 11 декабря 2003 года в Правительстве РФ будет рассмотрен вопрос о механизмах аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по добровольной сертификации продукции и услуг. «Здесь также возникает ряд вопросов о том, как совместить элементы саморегулирования субъектов рынка с координацией деятельности со стороны государства, как сбалансировать государственные и частные интересы в процессе принятия решения и т.д. Всё это требует закрепления федеральными законами», - сказал М. Дмитриев. Андрей Шаров, начальник управления государственной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, в своем выступлении рассказал о некоторых принципиальных моментах в законах об оценочной и аудиторской деятельности. Как известно, Правительство приняло решение об упрощении лицензирования оценочной деятельности и создании эффективного механизма эффективного регулирования в этой сфере. «Если мы убираем механизм лицензионного контроля и вводим механизм контроля со стороны саморегулируемой организации (СРО), очевидно, что членство в ней становится обязательным», - отметил А. Шаров. По его словам, есть также определенные требования к численности организаций, входящих в СРО. Принципиальным является то, что требования по численности должны быть такими, чтобы не допустить монополизации какой-либо одной СРО соответствующего рынка услуг. В закон, по словам А. Шарова, заложена гарантия от регионализации и муниципализации СРО. СРО должна представлять большинство регионов России, чтобы не было локальных саморегулируемых организаций. Полномочия, которые планируется передать СРО: - осуществление контроля на рынке соответствующих услуг за соблюдением установленных стандартов и законодательства. За государством остается функция контроля за деятельностью СРО. - нельзя допустить, чтобы на рынках оценочной деятельности, аудиторской деятельности действовали разные стандарты оценки. Поэтому следить за исполнением стандартов, установленных законом, будут саморегулируемые организации. За госорганами остаются следующие функции: аккредитация СРО, утверждение стандартов деятельности СРО, контроль за деятельностью СРО, который должен быть регламентирован. Важным моментом, по мнению А. Шарова, является переход к саморегулируемым организациям. Первый вариант перехода предусматривает, что все соответствующие оценочные организации в течение примерно шести месяцев образуют СРО, а они затем аккредитуются при регулирующем органе. По второму варианту перехода тем СРО, которые еще до принятия закона доказали своим длительным существованием соответствие тем жестким нормам, которые указаны в законе, предлагается упростить процедуру регистрации, а аккредитация всех остальных организаций будет уже осуществляться в соответствии с законом. Закон об аудиторской деятельности, по словам А. Шарова, повторяет в общих чертах закон об оценочной деятельности. Единственные отличия состоят в том, что Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает упразднить функции лицензирования, чтобы устранить двойной контроль на аудиторские компании со стороны лицензионных органов и СРО, а также в законе об аудиторской деятельности пока предварительно прописана возможность создания Общероссийского объединения СРО. «Но здесь необходимо понять, насколько это обязательно или всё же создание Общероссийского объединения СРО должно быть добровольно», - сказал в заключение А. Шаров. ИА "Альянс Медиа" |