20.10.2005  От присоединения к Киотской таможенной конвенции малые предприятия только выиграют

   Сегодня в РСПП состоялся брифинг по итогам открытого семинара по таможенным аспектам внешнеторговых отношений, организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей, Национальной ассоциацией таможенных брокеров и таможенным холдингом «Группа Тарго». Юрист-эксперт ЗАО «Группа Тарго» Андрей Цагай рассказал журналистам о целесообразности присоединения России к Киотской таможенной конвенции, сроках и процедурах ратификации, а также о последствиях присоединения.
   Свое выступление в отношении вопроса о целесообразности присоединения России к Киотской таможенной конвенции Андрей Цагай начал со слов, что в очередной раз проявилась «убогость чиновничьего мышления в нашей стране». «Вместо того чтобы работать над тем, как изменить таможенную философию и привести национальную таможенную политику в соответствие с мировой практикой, мы только начали обсуждать вопрос о целесообразности таких действий», - пояснил он.
   По его словам, согласно поручению правительства, озвученном на заседании рабочей группы РСПП, существуют два основных направления работы, стоящей перед ведомствами, имеющими отношения к данному вопросу, а также двумя общественными организациями – РСПП и ТПП РФ. Первое из них заключается в том, чтобы обсудить и принять решение о целесообразности присоединения России к этой конвенции. «Всем очевидно, что нельзя замыкаться и жить по собственным правилам, в то время как мир живет совершенно по другим внятным правилам, зафиксированным Киотской таможенной конвенцией», - уточнил юрист-эксперт.
   Второе направление работы связано со сроками, характером и процедурой присоединения к конвенции. По словам А. Цагая, к декабрю этого года все ведомства, РСПП и ТПП РФ должны подготовить согласованные решения, нужно или не нужно присоединяться к конвенции и в каком объеме.
   Эксперт-юрист сообщил, что помимо основных приложений к конвенции, которые обязательны для всех присоединившихся стран, есть еще дополнительные приложения. Объем таких норм каждая страна определяет индивидуально. А. Цагай отметил, что конвенция еще не вступила в силу, но к ней присоединились США и ряд других стран. В итоге для того, чтобы конвенция заработала, достаточно, чтобы к ней присоединилась еще одна страна.
   Говоря о задаче, поставленной поручением правительства для всех ведомств и двух общественных организаций, эксперт-юрист сообщил, что по результатам заседания рабочей группы было отмечено, что данная задача вряд ли достижима с учетом того, что требуются многочисленные согласования между различными ведомствами.
   По плану правительства, после согласования на уровне ведомств в декабре-январе планируется внести законопроект о присоединении к конвенции на рассмотрение в Госдуму. Однако по оценкам экспертного сообщества выдержать этот срок трудно, и при самом оптимистичном варианте этот законопроект будет внесен лишь во время весенней сессии. Ведущие эксперты, среди которых есть и представители Госдумы, высказали опасения, что рассматривать этот законопроект придется на следующей осенней сессии Госдумы. «А осенняя сессия характеризуется тем, что начнется плановая предвыборная кампания, - отметил эксперт-юрист. - Начнется популизм и игра на интересах избирателей, а в этих условиях взвешенно осуществить очень объемную техническую работу становится реально сложнее».
   А. Цагай пояснил, что в соответствии с конвенцией, Россия обязана по большинству позиций международного договора привести внутреннее законодательство в соответствие с международным в течение 3 лет, а по отдельным дополнительным приложениям конвенции допускается срок до 5 лет. По мнению эксперта-юриста, 3 года исходя из текущей законотворческой практики – очень короткий срок. Поэтому, для того чтобы Россия могла эффективно выполнить взятые на себя международные обязательства, необходимо иметь четкий план, что нужно делать с внутренним законодательством параллельно с процедурой присоединения.
   При этом предварительное обсуждение в рамках рабочей группы показало, что вряд ли к моменту внесения законопроекта в Госдуму будет выработан четкий и согласованный план приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного договора. Среди причин, указывающих на это, эксперт-юрист обозначил тот факт, что на текущий момент отсутствует аутентичный перевод на русский язык с английского или французского текста конвенции.
   По словам А. Цагая, существующий неаутентичный перевод насыщен совершенно неадекватными и неточными, а зачастую ошибочными терминами, которые могут ввести законодателей и экспертов в заблуждение. Он пояснил, что государство сделало заказ на подготовку аутентичного проекта перевода. Но компания, нанятая правительством в качестве консультанта, такой перевод до конца не подготовила и не согласовала с МИДом. Он подчеркнул, что проект перевода станет документом только после того, как будет одобрен МИДом. «Отсутствие перевода наглядно показывает, что перспектив оптимального и быстрого вхождения в поле конвенции у нас нет», - сказал юрист-эксперт.
   А. Цагай отметил, что в этих условиях повышается роль общественных организаций. До середины ноября РСПП и ТПП РФ организуют открытые обсуждения и сбор мнений от экспертов и бизнеса. Что касается прохождения обсуждений вопросов ратификации конвенции в ведомствах, то он сослался на мнение начальника правового управления ФТС РФ Галины Баландиной, согласно которому «какой-либо прозрачной процедуры согласования проекта плана работы по приведению в соответствие с законодательством не планируется». По словам Г. Баландиной, Киотская таможенная конвенция - "новая философия таможенного законодательства", которую акцептовали уже 49 государств.
   Что касается оптимального пути присоединения к конвенции, то, по мнению А. Цагая, необходимо присоединиться к обязательным приложениям, став полноправным участником конвенции, но без принятия дополнительных приложений.
   В ходе выступления юрист-эксперт выделил следующий проблемный аспект.
   В настоящее время в Госдуме находится около 120 поправок к Таможенному кодексу, которые планируется обсудить и принять на весенней сессии в виде дополнений к ТК. По мнению А. Цагая, необходимо отложить принятие этих изменений "на потом". «Данные поправки необходимо внести под соусом Киотской таможенной конвенции, - подчеркнул он. - Зачем делать двойную работу, ведь после принятия конвенции может потребоваться новая работа по коррекции этих изменений». Такой подход разделяет, по его словам, и Г. Баландина, и другие эксперты компании «Группа Тарго».
   Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», что грозит России в том случае, если конвенция не будет своевременно ратифицирована, А. Цагай сообщил, что «будем жить, как сейчас живем, а не так, как сейчас живут в Европе или США». И привел следующий пример. «Сейчас для того чтобы загнать импортеров тех или иных товаров вопреки всякому здравому смыслу в одни места таможенного оформления импорта, достаточно воли МЭРТ, которое не связано никакими законодательными ограничениями при реализации таких мер», - сказал он.
   Причем посылом для такого ограничения мест таможенного оформления может быть «все что угодно». В частности, по словам юриста-эксперта, представители таможни и МЭРТ могут посчитать, что слишком часто совершаются правонарушения в отношении бытовой техники, электроники, автомобилей и прочих емких по налогам товаров. Такой озабоченности или сомнений достаточно, чтобы разрушить бизнес многих мелких импортеров этих товаров.
   При этом конвенция четко регламентирует и ограничивает права ведомств по изменению мест таможенного оформления. «Подобные меры будут возможны в том случае, если для таможенной очистки своеобразных специфических грузов нужно специальное оборудование или техника, если речь идет о радиоактивных материалах, - пояснил он. - Но никак не опасения, что что-либо может быть нарушено или таможенная стоимость занижена». Он высказал мнение, что бороться с нарушениями нужно не через сужение прав бизнеса.
   Отвечая на вопросы журналистов, юрист-эксперт сообщил, что в случае присоединения к Киотской таможенной конвенции все участники перемещения товаров будут "разговаривать на одном языке" и ориентироваться на единые требования, действующие во всех странах. В частности, на основе общих требований будет выработана единая позиция всех участников перемещений - транспортников, отправителей, контрактодержателей, покупателей - по поводу оформления документов, планирования расходов по прохождению таможенных процедур, что будет способствовать реальному ускорению товарооборота и снижению издержек в таможенной сфере. «Переход на эту новую философию и единый язык оставят в прошлом такие затратные и емкие по времени процессы, как обращения по каждому спорному моменту в вышестоящие органы», - отметил он.
   Отвечая на вопрос ИА «Альянс-Медиа», как скажется принятие конвенции на развитии малого и среднего бизнеса, А. Цагай заявил, что это позитивным образом отразится на развитии малого и среднего предпринимательства. По его словам, крупный бизнес обладает достаточными ресурсами, чтобы решать проблемы в таможенной сфере. У среднего и малого бизнеса таких ресурсов не хватает или есть более актуальные сферы их применения. «Именно малые и средние предприятия больше выиграют, поскольку станут в равную позицию с крупным бизнесом и получат одинаковые возможности», - резюмировал он.
   ИА "Альянс Медиа"