03.12.2003 Зачем объединяться среднему бизнесу О целях и задачах «Деловой России» на нынешнем этапе газете "Русский деловой вестник" рассказал председатель Совета Московского городского регионального отделения этой общественной организации Андрей Морозов: "Наш бизнес – средний по масштабам, но не по значению. Средний бизнес – становой хребет и новой экономики, и государственности, и гражданского общества. В принципе он самодостаточен. Поэтому организация, задача которой объединять средний бизнес, обобщать его достижения и отстаивать интересы, должна соответствовать самому высокому уровню. Понятно, что «Деловая Россия» создавалась отчасти стихийно, не в последнюю очередь – ради удовлетворения появляющихся у предпринимателей потребностей: в общении с равными себе, в осмыслении достигнутого, в поиске новых применений... Сегодня пришло время конструировать, или, как часто говорят, отстраивать организацию. Так исторически сложилось, что нынешние власть и бизнес формировались сами по себе, как автономные системы, и первые попытки контактов носили частный и абсолютно корыстный (с обеих сторон) характер: «распилить» государственный заказ и бюджетное финансирование, продать-купить льготы и преференции, выиграть конкретный аукцион и т. п. Власть оказалась, грубо говоря, приватизированной, ведь до кризиса 1998 года она называлась не иначе как семибанкирщина. Новая власть заявила о готовности открытого, публичного взаимодействия с бизнесом, условно поделенным на три «весовые» категории, которые представляют РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРа России». Таким образом, именно власть проявила инициативу в реформировании отношений с бизнесом, но это легло на подготовленную почву. Подчеркну: «Деловая Россия» – это площадка для диалога среднего бизнеса с властью, переговорная комната с выходом в коридоры власти, не исключая и президента. Взаимоотношения бизнеса и общества – иного рода. Предпринимательство – часть общества, причем наиболее обеспеченная и успешная. Кроме того, интересы предпринимателей представляют и защищают миллионы наемных работников и члены их семей. Но в развитии и расширении производства, в повышении эффективности бизнес чрезвычайно зависим от общества – от его отношения, от психологической устойчивости, от способности к воспроизводству, наконец. Поэтому бизнес заявляет о своей социальной ответственности, и это является основой некоего общественного договора. Этот договор заключается прежде всего в сглаживании имущественных диспропорций, в снятии сословных противоречий, в выравнивании возможностей индивидуального развития. Здесь очень важно изменение системы налогообложения, которая должна быть устроена так, чтобы конкретный бизнесмен осуществлял отчисления в конкретный муниципальный орган, образно говоря – по месту жительства, и чтобы он видел, как на его налоги благоустраивается, развивается и процветает «подконтрольная» территория. А самое главное – люди начнут следить за тем, чтобы должным образом работали органы местного самоуправления, чтобы инфраструктура, коммунальные системы развивались соответственно заданному бизнесом уровню. Образуется тонкая, но очень действенная трехсторонняя связь: бизнес становится для власти инструментом оптимального решения проблем населения, население оказывается заинтересованным в процветании бизнеса, которому в свою очередь важно, чтобы люди жили богаче, потому что они и есть основной потребитель товаров и услуг, источник развития. Первая функция «Деловой России» – коммуникативная, это предложение удовлетворить существующую потребность быть среди равных – по доходам, по образу жизни, по статусу, общаться, получать новых деловых партнеров, узнавать, как развивается бизнес в других отраслях, в других сегментах рынка. В деловой прессе нас уже давно не без легкой иронии называют «профсоюзом среднего бизнеса». Эта ирония, на мой взгляд, оправданна, потому что защитная функция пока только понимается как одна из важнейших, но примеров реализации не имеет. А между тем предприниматели сегодня очень даже нуждаются в защите своих прав. Это и право на собственность, и право на защиту бизнеса, и право на честную конкуренцию, или, иными словами, на равенство доступа к административным, технологическим, сырьевым и прочим ресурсам. Но при этом – прошу обратить внимание – «Деловая Россия» берет под защиту не отдельное предприятие, а бизнес в целом. Таким образом, мы переходим к третьей функции – лоббистской. Мы должны стать лоббистами, но цивилизованными! «Деловая Россия» добивается преференций не для какого-то конкретного предприятия, не для отдельной отрасли, а для бизнеса. Одна из наших первоочередных задач – разработка и продвижение закона о лоббировании. Его суть в том, что РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРа», Торгово-промышленная палата признаются структурами, без экспертного заключения которых законы, касающиеся бизнеса, не должны приниматься ни государственными, ни региональными законодательными институтами. Четвертая функция организации – кадровая. Бизнесмены должны рассматриваться как некий трудовой резерв для исполнительной и законодательной власти. Мы понимаем, что не каждый успешный предприниматель может быть столь же эффективным функционером, но, если у человека есть такое желание – применить свой менеджерский опыт на государственной службе, он в любом случае будет небесполезен во власти. Второй момент: представители бизнеса, в отличие от «прирожденных» чиновников, знают, откуда берутся деньги, умеют минимизировать затраты и – что еще важнее – расходовать с максимальной отдачей на рубль вложений. Таким образом, может быть создан некий противовес людям из структур, традиционно представленных во власти. Грамотное сочетание тех и других резко повысит эффективность работы государственного аппарата. Наконец, пятая функция – креативная. Средний бизнес – это банк идей, управленческих решений, социальных технологий, которые могут быть востребованы и властью, и обществом. Консолидировать мнения, собирать крупицы опыта, додумывать шальные идеи, в конце концов писать историю современного российского предпринимательства – всем этим должна заниматься «Деловая Россия». Это возможно и посильно при условии, что организация работает, в полном смысле «живет», а не ограничивается представительскими функциями. Надо перевернуть схему построения организации – идеи, инициативы, проекты должны генерироваться «внизу», в действующих региональных отделениях. Они будут жизнеспособны, если объединят людей по интересам, смогут организовать предпринимательскую «тусовку». Я называю это клубным принципом построения организации. Но при этом нужен и сильный федеральный координатор – исполком, оргбюро, не в названии суть. Именно он по поручению рабочего президиума отслеживает позиционирование организации, контролирует продвижение нашего бренда, помогает офисам на местах, при необходимости – занимается обучением кадров. Для меня совершенно очевидно, что сердцевину «Деловой России» должны составлять действующие предприниматели. О критериях, по которым оценивается принадлежность к среднему бизнесу, можно спорить, но несколько моментов представляются мне принципиальными в плане участия в работе организации. Объем оборота компании обозначает уровень мышления собственника, говорит о способности принимать стратегические решения. Численность персонала – это показатель ответственности человека, дающего работу другим. Региональное значение предприятия – это почти обязательно свидетельство того, что у владельца есть навык работы с властью. И самое главное – общественная активность, внутреннее согласие вкладывать силы и средства без расчета на скорую и явную отдачу. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Русский деловой вестник" |