21.04.2009 Москва: необходима система госрегулирования иностранных инвестиций Заместитель генерального директора МТПП Юрий Азаров и генеральный директор Московского агентства поддержки экспорта и инвестиций (дочернего предприятия МТПП) Сурен Варданян приняли участие в работе конференции «Антикризисный менеджмент во внешнеэкономической деятельности. Реальные инструменты развития бизнеса. Управление дебиторской задолженностью», организованной Торгово-промышленной палатой РФ и компанией B2B Events совместно с ОАО «РОСНО» при поддержке Московской ТПП 16 апреля 2009 г. На конференции была представлена оценка реальной ситуации внешнеэкономической составляющей экономики России, профессиональная и общественная позиция по проблемам законодательства во внешнеэкономической деятельности в части налогового, таможенного и административного законодательства, а также положительный опыт российских и международных компаний, предлагающих финансовые инструменты управления рисками и развития бизнеса. Заместитель гендиректора МТПП Юрий Азаров выступил с приветствием и высказал ряд тезисов о состоянии внешнеэкономической деятельности в Москве. Прежде всего Юрий Азаров отметил чрезвычайную активизацию внешнеэкономических контактов. «У нас в палате сегодня не проходит дня без мероприятий или встреч на уровне послов, торгпредов, делегаций иностранных государств, отдельных зарубежных компаний. Т.е. сам кризис подстегивает к поиску новых контактов и рынка, что является для нас весьма благоприятным фактором». МТПП в настоящее время формирует банк заказов, поступающих по каналу внешнеэкономических контактов и сделок, в первую очередь с предприятиями–членами палаты. Характеризуя Москву как центр внешнеэкономического потока страны, докладчик сообщил, что в 2008 г. оборот внешней торговли Москвы составил более 291 млрд долл., что в 1,4 раза выше показателя прошлого года, в том числе объем продаж московских товаров за рубеж составил 174,2 млрд долл. (в 1,4 раза больше прошлогоднего), объем импорта увеличился за год на 36,9% и достиг 115,5 млрд долл. Доля столицы в общероссийском экспорте без учета поставок в Беларусь – 39,2%, импорта – 45,1%. «Это серьезнейший фактор», - констатировал Юрий Азаров. Заместитель гендиректора МТПП предложил перенести тему конференции на площадку МТПП с тем, чтобы продолжить столь актуальный разговор при участии предприятий–членов палаты, работающих прежде всего в инновационной сфере и занятых внешнеэкономической деятельностью. Предложение Азарова поддержал начальник Информационно-аналитического управления Департамента внешнеэкономической деятельности и международных связей города Москвы Михаил Атрушкевич. Он сообщил, что правительство Москвы крайне озабочено состоянием столичного промышленного экспорта, приветствует и готово поддержать активные шаги ТПП России и Москвы в поддержку производственного сектора экономики столицы. Гендиректор Московского агентства поддержки экспорта и инвестиций (МАПЭИ) Сурен Варданян посвятил свое выступление вопросам развития и совершенствования отечественного процесса инвестирования в высокотехнологичные отрасли промышленности с привлечением примеров из мировой практики. Гендиректор МАПЭИ так охарактеризовал состояние отечественного высокотехнологичного производства: «На сегодняшний день состояние промышленности, её техническое вооружение и способность создавать высокотехнологичную продукцию оставляет желать много лучшего. Доля наукоемкой продукции России на глобальном рынке по данным EUROSTAT составляет 0,5%. О каком экспорте высокотехнологичной продукции может идти речь?». По мнению С. Варданяна, необходимо модернизировать промышленные предприятия и поднимать конкурентоспособность выпускаемой ими продукции, привлекая для этого иностранные инвестиции, нацеленные на подъем и рост российских предприятий. То, что прямые инвестиции способны обеспечить мощное развитие экспорта, «без которого ни одна страна выхода из кризиса не видит», гендиректор МАПЭИ продемонстрировал на примере КНР. Китай за 30 лет реформ привлек в экономику 860 млрд долл. прямых иностранных инвестиций. За период 1979–2008 гг. было создано 650 тыс. предприятий с иностранным участием, которые не только устранили зависимость ряда отраслей экономики от импорта, но и стали ведущими поставщиками продукции на мировой рынок. Сегодня Китай вышел на первые позиции по поставке высокотехнологичной машиностроительной продукции, опережая США на 6,3%. Основной объем (95%) китайского экспорта составляют промышленные товары, рост которого составил 500% от уровня 2002 года. Докладчик отметил, что в этом немалая заслуга прямых иностранных инвестиций. Так, экспорт китайской продукции, выпускаемой предприятиями с иностранным участием, за 5 лет вырос в 4 раза и составил в 2007 году 57% от общего объема китайского экспорта. Сурен Варданян подчеркнул, что данный прогресс явился результатом соответствующей экономической политики поддержки экспорта, и нам следует серьезно приглядеться к этому примеру. Что касается показателей прямых инвестиций по России в целом, то, по сообщению докладчика, они также демонстрируют рост, но в гораздо меньшем масштабе, чем в Китае. Кроме того, есть существенное отличие – на экспорт продукция предприятий с участием иностранного капитала не идет (статистические данные на этот счет отсутствуют). И этот факт, по мнению Варданяна, требует обсуждения, поскольку является следствием отечественной промышленной политики. В Москве объем выпускаемой продукции (товаров и услуг) за последние пять лет вырос в 5 раз, при этом количество предприятий практически не изменилось. «И это, – сказал С. Варданян, – скорее результат ценовой политики, а не роста производительности труда, что тоже является объективной реальностью отечественной экономики». Гендиректор МАПЭИ также остановился на социальном аспекте эффективности работы предприятий высокотехнологичной продукции с иностранным присутствием, показателем которого является количество созданных рабочий мест. В качестве наглядного примера С. Варданян привел ситуацию во французской экономике, где в 2007 году зафиксировано увеличение числа рабочих мест на 70% при росте объема иностранных инвестиций в два раза по сравнению с 2006 годом. А в 2008 кризисном году главной гордостью Франции стало то, что при снижении инвестиций на 28% количество рабочих мест сократилось лишь на 7,5%. В результате активной инвестиционной политике во Франции на предприятиях с участием иностранного капитала работает свыше 20% трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50%). Важной частью процесса привлечения иностранных инвестиций Сурен Варданян считает их правильное назначение и использование. «Мало привлечь прямые инвестиции, их еще нужно правильно распределить», - считает он. Для того чтобы процесс иностранного инвестирования в экономику Москвы был более эффективным, МАПЭИ предлагает создать городскую систему государственного регулирования иностранных инвестиций, которая должна объединить усилия городских органов государственной власти, организаций, регулирующих процесс иностранного инвестирования в Москве, московских предприятий, общественных организаций и городских информационных ресурсов, включая Интернет. Создание московской системы государственного регулирования иностранных инвестиций, по мнению докладчика, целесообразнее всего осуществлять с помощью соответствующей городской комплексной программы на 2010-2012 годы, базой для неё должна стать городская политика привлечения иностранных инвестиций, которую С. Варданян предложил разработать в ближайшее время и довести до сведения мирового инвестиционного сообщества. «По нашему мнению, в регионе должен быть документ, который смог бы стать основой для построения всей дальнейшей работы по развитию и совершенствованию процесса иностранного инвестирования в Москве и его государственного регулирования», - отметил он. Гендиректор МАПЭИ напомнил, что все зарубежные страны, привлекающие иностранные инвестиции для развития национальной экономики, в той или иной степени осуществляют их государственное регулирование, отсутствие его негативно сказывается на эффективности инвестиционного процесса. В рамках разрабатываемой инвестиционной политики Москвы необходимо определиться с основными направлениями инвестиционного развития московской промышленности. В качестве одного из таких направлений С. Варданян предложил создание за кольцевой дорогой «московских анклавов» - инвестиционных промышленных зон регионального уровня, аналогичных промышленным кластерам, получившим распространение во Франции. Как и во Франции, вкладом государства в создание таких зон, может быть выкуп земельных участков и формирование инфраструктуры, необходимой для функционирования анклавов. Что касается организации высокотехнологичного и наукоемкого производства на территории города, то, на взгляд докладчика, этот процесс следует также взять под контроль государства, обеспечив с самого начала экологическую чистоту и ресурсосбережение на создаваемых предприятиях. Для повышения престижности подобных инвестиционных проектов, гендиректор МАПЭИ предложил участие в них инвесторов на условиях международного конкурса. ИА "Альянс Медиа" |