30.09.2009 Москва: задача МТПП - обеспечить интересы малого и среднего бизнеса Московская торгово-промышленная палата и ОАО «Меркурий» при поддержке Ассоциации российских банков организовали и провели конференцию «Современные взаимоотношения банков-кредиторов и предприятий-заемщиков». Как отметил заместитель генерального директора МТПП Владимир Рябов: «Выбор темы неслучаен. В состав МТПП входят десятки банков, поэтому проблематика развития банковского сектора для нас очень важна. Но еще больше нас волнуют проблемы реального сектора экономики, поскольку более тысячи членов МТПП – предприятия малого и среднего бизнеса. Наша задача – обеспечить их интересы, помочь разобраться в сложившейся ситуации, оценить реальное состояние взаимоотношения банков-кредиторов и предприятий-заемщиков, выработать предложения по решению обсуждаемых вопросов через прямой диалог представителей власти, бизнеса и общественных организаций». С докладом о нововведениях в антимонопольное законодательство и их влиянии на финансовый сектор на конференции выступил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Кашеваров. Докладчик сообщил, что второй антимонопольный пакет, недавно вступивший в силу, содержит ряд существенных изменений, касающихся антимонопольного регулирования. Так, ряд новелл связан с уточнением монопольной высокой-низкой цены. Изменен порог доминирования – менее 35%. В политике ценообразования ФАС отмечает две ситуации, которые влекут нарушения антимонопольного законодательства: рост цен, неадекватный издержкам и инфляции, в условиях спокойной рыночной ситуации; удержание или рост цен в условиях снижения цен на мировом рынке. В обоих случаях присутствуют признаки злоупотребления доминирующим положением и поддержания монопольно высокой цены. В Кодекс административных правонарушений введен ряд уточнений и штрафов. Так, в случае признания каких-либо соглашений антиконкурентными согласно новому закону о конкуренции субъекты соглашения подпадают не только под административную, но и уголовную ответственность (в случае неоднократного злоупотребления доминирующим положением – два раза в течение трех лет). Эта мера вступает в силу с октября этого года и, по мнению руководства ФАС, должна явиться серьезным сдерживающим фактором злоупотреблений и заключения антиконкурентных соглашений. А. Кашеваров разъяснил позицию ведомства в отношении господдержки в банковском секторе. По мнению докладчика, концентрация средств господдержки исключительно в банках с госучастием ведет к удорожанию банковских продуктов и увеличению расходов на поддержание банковской системы. ФАС считает, что следует формализовать правила работы банков с госучастием таким образом, чтобы ценообразование стало более прозрачным. Процентная ставка должна складываться из ставки рефинансирования Центробанка и среднего значения маржи (3-4% при спокойном состоянии рынка). Часть, закладываемую в процентную ставку, по невозврату кредитов предлагается снять. В этой связи ФАС предлагает Правительству РФ рассмотреть возможность госгарантий, чтобы снять недоверие между банками и предприятиями–заемщиками именно в кризисный период. А. Кашеваров заявил, что ФАС усматривает определенную опасность в политике избирательности господдержки, поскольку рынок начинает копировать модель поведения государства, предлагая своим партнерам и клиентам работать только с банками, имеющими господдержку. Участились случаи, когда банки переманивают клиентов под предлогом своего якобы более устойчивого положения в связи с наличием господдержки. Кроме того, некоторые вновь издаваемые законы также регламентируют участие только банков с госучастием. ФАС выступила с предложением расширить список банков, которым будет оказана господдержка. При этом участие в программе оказания господдержки должно быть доступно любому участнику банковского сектора, основанием для исключения из программы является трехкратное предоставление неверной отчетности в госорганы, осуществляющие контроль выданных средств. А. Кашеваров подчеркнул, что предпринимательской среде необходима здоровая конкуренция, которая имеет и социальный аспект, выражающийся в сохранности и росте численности рабочих мест. Концентрация средств в одних руках, по его убеждению, ведет к неоправданным накоплениям, в то время как остальные участники рынка не имеют достаточных средств для развития своего бизнеса. Главный специалист-эксперт Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Дмитрий Судаков предоставил информацию по реализации государственных мер поддержки финансового рынка в целом и банковской системы в частности. Он сообщил, что в соответствии с федеральным законом от 13.10.2008 г. № 173-ФЗ на поддержку банковского сектора на возвратной основе было выделено 900 млрд руб., из них 500 млрд руб. поступили в Сбербанк России в качестве средств поддержки по ставке 8% до декабря 2019 года, а 410 млрд руб. были размещены на депозитах Внешторгэкономбанка для предоставления сублимированных кредитов кредитным организациям. По состоянию на первое сентября сублимированные кредиты были выданы 16 банкам на общую сумму 276 млрд руб. Докладчик сообщил, что в рамках постановления Правительства РФ от 22.07.2009 г. № 597 на цели реализации поддержки программ среднего и малого бизнеса предусмотрено 30 млрд руб. Государством принимаются меры по стимулированию кредитной активности банков, в числе которых обязательства по компенсации убытков кредитным организациям; предоставление кредитов без обеспечения сроком до одного года (задолженность по данному виду кредитов на 01.09.2009 г. составила 37 млрд руб.); включение в уплатный список Банка России акций и облигаций системообразующих предприятий (в результате задолженность этим предприятиям по ломбардным кредитам и кредитам, обеспеченным рыночными активами, в период с января по сентябрь 2009 г. составила 644 млрд руб.); проведение ломбардных аукционов и аукционов прямого РЕПО на 3, 6 и 12 месяцев и ряд других мер. Для банков, имеющих проблемы в своей деятельности, Банком России и Государственным агентством по страхованию вкладов осуществляются меры по предупреждению банкротства банков. На сегодняшний день меры по предупреждению банкротства с использованием государственных средств реализуются в 12 банках, в 11 из них действуют планы финансового оздоровления. Как отметил докладчик, в настоящее время по некоторым кредитным организациям наблюдается рост кредитования (в основном, это касается организаций с госучастием). Вопросы кредитования малого и среднего бизнеса, включая микрокредитование, осветил директор Фонда «Российский микрофинансовый центр» Михаил Мамута. Давая оценку объемам кредитования в сфере малого и среднего бизнеса, он отметил, что спад кредитования, наблюдавшийся в первом и начале второго квартала этого года, с июля сменился незначительным ростом, который составил за июль–август 2009 г. около 40 млрд руб. Зафиксировано, что рост обеспечен главным образом юридическими лицами, в то время как по кредитованию предпринимателями без образования юридического лица по-прежнему наблюдается спад. Поскольку основная часть малого бизнеса сосредоточена в сегменте индивидуального предпринимательства (70% ПБЮЛ от общего числа малых предприятий), М. Мамута считает, что рост кредитования обеспечивается за счет средних предприятий, в то время как о тенденции восстановления сектора кредитования малого бизнеса говорить еще рано. По его мнению, проблема сокращения кредитования малого бизнеса кроется в падении спроса на продукцию. «Многие предприятия, которые могли бы получить кредитные ресурсы, не обладают возможностью реализовать свои товары, т.е. по сути деньги нужны только на перекредитование, а те, кому деньги на перекредитование не нужны, часто отказываются от получения кредитов, мотивируя это отсутствием спроса». Поэтому, прежде чем привлекать кредиты на развитие, необходимо реализовать товарные запасы, считает М. Мамута. Директор фонда разъяснил позицию государства по данному вопросу. Если, например, в Китае за последний год доля внутреннего спроса возросла практически вдвое благодаря активному развитию дешевого потребительского кредитования, то в России преобладает позиция, что стимулирование потребительского спроса в условиях нестабильного рынка может на уровне макроэкономики вызвать нежелательные инфляционные риски. При такой позиции, уверен М. Мамута, не стоит ожидать быстрого восстановления экономики. Однако, по его прогнозу, при неизменной ситуации на мировом рынке к концу 2009 года следует ожидать определенного восстановления спроса и, как следствие, роста объемов кредитования реального сектора, включая малый бизнес. При этом поощрение кредитования реального сектора невозможно без роста потребительского спроса. Касаясь вопроса, связанного с диспропорциями в региональной финансовой доступности, М. Мамута отметил неприятную тенденцию: плотность банковской инфраструктуры на 100 тыс. человек в нашей стране явно недостаточна, по сравнению со странами Западной Европы и Северной Америки отставание составляет 2-3 раза. В период с сентября 2008 г. по июль 2009 г. количество банковских филиалов в России сократилось на 4%, а дополнительные офисы стагнируют с октября прошлого года. Это связано с невозможностью банков в кризисное время поддерживать объем затрат, необходимый на развитие территориальной сети, как в годы экономического роста. М. Мамута подчеркнул, что нельзя оставлять без внимания эту проблему. В комплекс мер по ее решению, по мнению директора фонда, следует включить развитие банковско-агентской модели. Он также предложил ускорить работу по реализации идеи Центробанка РФ о специальном регулировании деятельности малых региональных банков, которая позволит им функционировать в льготном режиме. Эта идея возникла в связи с новыми требованиями к уставным капиталам малых банков: уставной капитал малых банков должен равняться 90 млн руб. с 2010 года и 180 млн руб. - с 2011 года. Из 1100 существующих малых банков 300 этому требованию не соответствуют. Чтобы сберечь банки, необходимо срочное принятие нормативного акта, который устанавливал бы щадящие условия по этому и ряду других параметров. Отдельно М. Мамута коснулся вопроса микрофинансирования в контексте повышения территориальной доступности финансово-кредитных услуг. Преимущества микрофинансовых организаций заключаются как в более легкой форме их создания (не требуют лицензирования в ЦБ РФ, присутствия минимально установленного уставного капитала), так и в управлении своей деятельностью (находятся в самоуправлении пайщиками). Одной из последних новаций явилось принятие закона о кредитной кооперации, на основании которого кредитные кооперативы могут создаваться по всей территории России, консолидируя временно свободные средства населения и юридических лиц и направляя собранные средства на кредитование реального сектора экономики. Во всем мире считается, что кредитные кооперативы являются, в первую очередь, кредиторами малого бизнеса и населения. Сегодня в России реально действуют около двух тысяч кредитных кооперативов, и есть надежда, что в силу принятого закона произойдет укрупнение кооперативного рынка и увеличение размера кредитного портфеля этих организаций. М. Мамута также сообщил, что этой осенью будет доработан и внесен на рассмотрение в Государственную думу проект закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях (не кооперативах), который будет направлен на регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих микрокредитование малого бизнеса и населения. Такое регулирование, пояснил он, позволит частным инвесторам и банкам создавать собственные микрофинансовые сети. Идея состоит в том, чтобы сократить количество посредников между инвестором и получателем ресурсов, избегая части издержек, присущих банковскому сектору. М. Мамута напомнил, что в этом году правительство России реализует специальные меры государственной поддержки в области микрофинансирования. Так, в 39 регионах России создаются микрофинансовые центры, на капитализацию которых выделено до 2,5 млрд руб. В следующем году эта сумма предположительно может составить 4-5 млрд руб. Внешэкономбанк реализует специальную программу поддержки микрофинансирования через Российский банк развития. В этом году около 1 млрд руб. направлено на льготное кредитование микрофинансовых организаций. В Москве также действует Московская микрофинансовая программа – совместный проект ВТБ-24 и Московского центра развития предпринимательства. К настоящему времени в рамках этой программы выдано порядка 1800 микрозаймов на общую сумму 460 млн руб. М. Мамута считает, что в Москве и других регионах России есть достаточно благоприятные условия для развития данного сегмента экономики. На конференции также прозвучали доклады вице-президента АРБ Андрея Емелина, директора программы развития ипотечного кредитования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Георгия Задонского, профессора кафедры «Банковское дело» Высшей школы экономики Александра Карминского и других участников. ИА "Альянс Медиа" |