26.05.2011 МЭР: применение института ОРВ необходимо расширить Сегодня на заседании Правительства Российской Федерации будет заслушан доклад Минэкономразвития России о практике внедрения и дальнейшем развитии института оценки регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Об этом сообщила пресс-служба Правительства РФ. Как поясняется в материалах, представленных МЭР РФ к заседанию правительства, термин «оценка регулирующего воздействия» получил широкое распространение в мире и обозначает использование государственными органами при формировании государственной политики специальных аналитических процедур, направленных на выявление и оценку возможных выгод, издержек и эффектов от нового или существующего государственного регулирования. Решение об использовании в нормотворческой деятельности Правительства России и федеральных органов исполнительной власти инструментов оценки регулирующего воздействия принято в мае 2010 г. Для предотвращения появления новых избыточных функций федеральных органов исполнительной власти необходимо было разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства необходимости введения дополнительных функций. В этих условиях реализация задач административной реформы потребовала введения в систему принятия решений независимого третьего лица, наделенного функцией оценки того, насколько обоснованными являются предложения федеральных органов исполнительной власти, влекущие дополнительные расходы для субъектов предпринимательской и иной деятельности. Постановлением Правительства РФ Минэкономразвития России наделено полномочиями по подготовке заключений об оценке регулирующего воздействия актов правительства, с целью выявления положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В целях формирования механизма оценки регулирующего воздействия в Минэкономразвития России создан соответствующий департамент, а также определен порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия. Внедрение оценки регулирующего воздействия в нормотворческую деятельность Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти получило широкую поддержку представителей субъектов предпринимательской и иной деятельности. В период с августа 2010 г. по май 2011 г. Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлено более 120 заключений на проекты актов федеральных органов исполнительной власти и проекты актов, разработанные указанными органами для внесения в Правительство Российской Федерации. Практически в половине заключений содержался вывод о том, что в проекте акта содержится избыточное регулирование. В целях формирования более взвешенной позиции и учета мнения субъектов предпринимательской и иной деятельности при подготовке заключений об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России проводит публичные консультации, а также проводит совещания, в которых принимают участие представители разработчика нормативного правового акта и участников рынка. В таких консультациях может принимать участие максимально широкий круг заинтересованных лиц. В то же время во избежание лоббирования отдельными участниками рынка интересов, не совпадающих с интересами иных заинтересованных лиц, Минэкономразвития России уделяет особое внимание взаимодействию с общероссийскими некоммерческими организациями, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной деятельности. Минэкономразвития России заключило с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» соглашение о взаимодействии в рамках оценки регулирующего воздействия. Введение такой процедуры способствовало дальнейшему налаживанию взаимодействия региональных органов исполнительной власти с предпринимательским сообществом по вопросам улучшения региональной инвестиционной среды. Распространение подобной практики является еще одним шагом к дальнейшему развитию института оценки регулирующего воздействия на региональном уровне. По итогам этой работы Правительственной комиссией по проведению административной реформы принято решение о необходимости проведения Минэкономразвития России на систематической основе так называемой «ретроспективной» оценки регулирующего воздействия действующих ведомственных актов. Параллельно Минэкономразвития России должно сформировать информационную базу данных, а также типовые подходы к оценке наиболее распространенных мер государственного регулирования, выбираемых разработчиками (обязательное страхование ответственности, обязательное саморегулирование, лицензирование и аккредитация и тому подобное), облегчающие расчет предполагаемых издержек и выгод от регулирования. «В рамках дальнейшего развития института ОРВ целесообразно расширить сферу его применения, - считают в министерстве. - Представляется необходимым в дальнейшем распространить оценку регулирующего воздействия и на иные проекты актов, если они затрагивают интересы субъектов предпринимательской деятельности». По мнению министерства, к таким проектам следует отнести в первую очередь проекты нормативных правовых актов в области таможенного администрирования, а также проекты федеральных законов, вносимых в Государственную Думу иными, чем Президент и Правительство Российской Федерации, субъектами права законодательной инициативы. ИА "Альянс Медиа" |