26.03.2008  Имидж российского бизнеса за рубежом необходимо улучшать с помощью государства

   В ТПП РФ 21 марта состоялось заседание круглого стола на тему: «Имидж российского бизнеса на международной арене – преодоление барьеров и стереотипов». Об этом сообщила пресс-служба ТПП РФ.
   Организовали круглый стол Комитет ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности и Комитет РСПП по энергетической политике. В работе круглого стола участвовали представители ТПП РФ, РСПП, Госдумы и Совета Федерации, МЧС РФ, МПР РФ, МЭРТ РФ, Минтранса РФ, Минпромэнерго РФ, крупных российских компаний.
   Открыл и вел заседание вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. Отметив важность предложенной к обсуждению проблемы, он привел свежий пример неоднозначного отношения в мире к российскому бизнесу. С одной стороны, российская Evraz S.A. получает согласие на приобретение ведущего североамериканского производителя стального проката и труб для нефтегазовой промышленности - IPSCO Canada. С другой – в парламенте Новой Зеландии правительство обвинили в том, что оно не реагирует отрицательно на попытку российского бизнеса войти в важную для страны молочную отрасль, продукты которой, кстати, Россия традиционно закупает в больших количествах.
   Слишком по-разному, отметил Георгий Петров, воспринимается российский бизнес в разных странах, причем, к сожалению, отрицательно воспринимается он значительно чаще.
   Дело здесь не только в конкуренции, хотя и она играет свою роль. Проблема в том, что до сих пор и наши деловые круги, и в целом государство мало уделяют внимания формированию позитивного образа российского бизнеса. У страны, между тем, подчеркнул Георгий Петров, есть прямой резон заниматься этим – решая чисто корпоративные задачи, российский крупный бизнес за рубежом часто делает это в русле общегосударственных целей.
   Председатель Комитета по международным делам Совета Федерации ФС РФ Михаил Маргелов развил эту мысль, отметив, что первопричиной отношения к любому бизнесу есть отношение к стране его происхождения. Общество реагирует по принципу: какое государство – такой и бизнес. Недавняя наша история укрепила в западной аудитории серьезные предрассудки относительно России и ее деловых кругов. К этому следует добавить и соответствующие усилия конкурентов, включая госструктуры многих стран, весьма не желающих видеть у себя на рынках новых серьезных, набирающих силу соперников.
   Сегодня, отметил Михаил Маргелов, у нас есть возможности противодействия негативной информации, возможности представить страну и наш бизнес так, как следует. Но у нас мало опыта и знаний. Следовательно, нужно учиться. Корпоративные сайты российских компаний признаны худшими в Европе не потому, что нам нечего сказать, а потому, что мы еще не умеем донести нужную информацию потребителю, не умеем работать над созданием имиджа.
   Маргелов полагает, что следует соединять навыки продвижения бизнеса с навыками дипломатическими, а для этого нужно понимать, что имидж страны и имидж ее деловых кругов во многом вещи взаимосвязанные.
   Большую помощь может оказать так называемая «народная дипломатия» - неофициальные встречи, «круглые столы», «дни бизнеса», всевозможные презентации и т.д.
   Представитель Совета Федерации особо подчеркнул также важность выхода на рынки развивающихся стран, где, в принципе, и мы, и наши европейские, американские конкуренты имеем пока почти равные шансы закрепиться. Но следует понимать и то, что уже давно поняли на Западе: в таких странах даже самые перспективные бизнес-проекты новичков не пройдут без серьезного государственного участия.
   Сложившиеся на международной арене негативные стереотипы, отсутствие целенаправленных и регулярных действий, способствующих их разрушению, слабое информирование международной общественности о поступательном движении России в направлении укрепления экологической и техногенной безопасности наносит серьезный вред имиджу страны и российскому бизнесу, отметил замминистра по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков.
   Между тем, сегодня Россия запланировала целый ряд крупных проектов в области электроэнергетики, добычи нефти и газа, транспортировки углеводородного сырья, имеющих международное значение. Следовательно, необходимо активизировать политику России на международной арене, создавать положительный имидж страны и бизнеса, уверен замминистра.
   Один из возможных путей здесь – государственно-частное партнерство. Примером может служить программа «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов». Ее цель - создание системы недопущения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на потенциально опасных объектах. В итоге благодаря прозрачным процедурам контроля уровня безопасности проектов должен снизиться уровень их негативного восприятия различными социальными группами.
   Программа «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов» от имени РФ включена в перечень совместных проектов, осуществляемых Россией в Арктическом совете. Это позволяет позиционировать Россию как страну, которая, вопреки обвинениям в нарушении международных экологических законов и конвенций, по собственной инициативе взялась за создание глобальной системы предотвращения экологических и техногенных катастроф, подчеркнул заместитель министра.
   Заместитель директора Департамента международного сотрудничества Министерства природных ресурсов Владимир Ивлев поднял вопрос о создании некой структуры, которая могла бы содействовать выходу наших компаний на зарубежные рынки.
   Наши недропользователи за рубежом всегда будут испытывать сложности, подчеркнул Владимир Ивлев, без поддержки государства. Посольства и торгпредства далеко не всегда представляют, чем можно помочь, например, как получить необходимую лицензию. Структура, способная поддержать наш бизнес за рубежом, должна координировать усилия в этом направлении и МИДа, и других органов власти, чтобы все действовали в одном направлении. Западный бизнес в его экспансии на другие рынки поддерживает множество государственных и общественных агентств и организаций, а почему этого нет у нас?
   О практической работе по созданию имиджа компании рассказал вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Джеван Челоянц. Компания осуществляет свою деятельность более чем в сорока субъектах РФ и пятнадцати странах ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому с проблемой формирования положительного имиджа, преодолением негативных стереотипов и барьеров, отметил представитель «ЛУКОЙЛА», приходится сталкиваться постоянно. Оппоненты обычно пытаются формировать негативный имидж компании, обвиняя ее в недостаточном внимании к вопросам обеспечения промышленной и экологической безопасности, охране труда и здоровья своих работников, отсутствию целостной системы чрезвычайного реагирования.
   Нивелировать такие оценки можно, отметил Джеван Челоянц, если руководствоваться рядом принципов. Прежде всего, нужна максимальная открытость и доступность всей информации о состоянии промышленной безопасности, охране труда и здоровья работников на предприятиях, о негативном воздействии производственной деятельности на окружающую среду и реализуемых компанией компенсационных мерах.
   Понятно, что делать это имеет смысл только тогда, когда работа компании соответствует отечественным и мировым нормам и требованиям. Так, в 2007 году все организации Группы «ЛУКОЙЛ» перешли на единый сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO14001 и спецификации OHSAS 18001. Компания периодически проверяет готовность своих подразделений к чрезвычайному реагированию посредством проведения специальных учений, а для объектов, чья деятельность связана с угрозой возникновения аварий трансграничного характера, обязательным является проведение учений с участием международных наблюдателей.
   Выступающий привел конкретные примеры, когда соблюдение вышеназванных принципов, что называется, «работало» на компанию. Так, Литва при поддержке ряда западноевропейских стран попыталась поставить под сомнение экологическую безопасность проекта по освоению месторождения «Кравцовское» в Балтийском море и результаты государственной экологической экспертизы. Компания организовала несколько слушаний, представила все документы, результаты экспертиз и доказала, что промышленные и экологически риски, связанные с этим проектом, на несколько порядков ниже, чем, скажем, риски от литовского проекта, предполагающего танкерные перевозки.
   Еще один очень важный фактор создания положительного имиджа - формирование уверенности в том, что возможные экологические угрозы будут своевременно выявлены и устранены. В компании создана система производственно-экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды. Разработан стандарт «Система производственного экологического контроля на объектах ОАО «ЛУКОЙЛ». В этом документе впервые в РФ сформулированы требования к системе производственно-экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды. На основе разработанного стандарта в компании внедряется вертикально - интегрированная система производственно-экологического мониторинга и контроля на объектах добычи, переработки и транспортировки. Это не только сокращает число аварийных ситуаций, обеспечивает оперативную реакцию на них, но и формирует устойчивый положительный имидж компании.
   Представитель МЭРТ РФ Всеволод Гаврилов видит причину попыток ограничить доступ нашего бизнеса на другие рынки в том, что Россия становится сильнее: сильная страна – это сильный бизнес, а значит, и сильный конкурент. Поэтому в рамках законодательства предпринимаются все возможные меры противодействия, в том числе и меры, направленные на ухудшение российского имиджа.
   По мнению Гаврилова, следует столь же решительно, в рамках законодательства интересующей нас страны, отвечать, реагировать на все выпады. Вот, например, в ЕС, на соответствующем сайте, приведен обширный список рисков реализации проекта «Северный поток». Риски перечислены, а вот контраргументы не указаны. России имело бы смысл подумать об исправлении такой ситуации.
   Далее, отметил Всеволод Гаврилов, мы слабо учитываем то, что саморегулируемые организации за рубежом играют весьма важную роль в противодействии, естественно, законными способами нашему проникновению на рынки; следует и российским саморегулируемым организациям активнее защищать интересы именно российских предпринимателей. Опыт показывает: равноправие в таких вещах равносильно выигрышу.
   Своими соображениями относительно путей и методов формирования положительного имиджа российского бизнеса поделились также заместитель гендиректора ОАО «Аэрофлот» Лев Кошляков, начальник управления федеральных программ ОАО ГМК «Норильский никель» Зинаида Жукова, президент РАО «Рос-Автотранс» Наталия Иванова, представитель Российского общества страховщиков Ирина Осокина и др.
   Главная мысль, проводимая участниками круглого стола, заключалась в следующем: нынешний экономический потенциал России позволяет ей сегодня вести равноправный диалог с партнерами за рубежом. Но достижение полновесных успехов невозможно, если не предпринимать активных мер к разрушению сложившихся на международной арене негативных стереотипов восприятия российской стороны.
   При этом подчеркивалось, что это невозможно без участия государства. Определенной неожиданностью для собравшихся стала информация, что, оказывается, МЭРТ уже разработал программу формирования позитивного образа страны и ее экономики, причем составлен план реализации этой программы вплоть до весны 2009 года.
   Таким образом, в ближайшее время российский бизнес сможет познакомиться с тем, как программа предлагает улучшить мнение о нем вне границ России.
   ИА "Альянс Медиа"