24.10.2006 Амортизационная политика в РФ неэффективна Действующая в РФ амортизационная политика перестает быть такой эффективной, какой она была два года назад. Предприятиям стало невыгодно учитывать результаты амортизации для целей экономии налога на прибыль, они практически не используют механизм ускоренной амортизации, необходимо решать и вопрос переоценки основных фондов компаний. Обсуждению этих и других вопрос российской амортизационной политики было посвящено совместное заседание рабочей группы при ТПП России по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики и комитета ТПП РФ по промышленному развитию, которое состоялось во вторник, 24 октября. Принятые в последние годы меры по либерализации и совершенствованию амортизационной политики в РФ позитивно сказываются на решении проблем обеспечения хозяйствующих субъектов финансовыми ресурсами для целей инвестирования, отметил исполняющий обязанности директора департамента бюджетирования по результатам и сводного финансового баланса Минэкономразвития России Александр Устинов. Вместе с тем, добавил он, новая амортизационная система не смогла полностью компенсировать потери предприятий в результате отмены ранее действовавшей инвестиционной льготы в размере 50% налога на прибыль. Кроме того, пока еще не создана эффективная система для ускоренного обновления основных фондов. В связи с этим МЭРТ проводит дальнейшую работу по совершенствованию инструментов амортизационной политики, в рамках которой министерством был сформирован план мероприятий в данной сфере, находящийся сейчас в стадии согласования. Так, Минэкономразвития подготовлен проект внесения изменений в правительственное постановление о классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Планируется сократить срок полезного использования основных средств путем перевода их в другую амортизационную группу. Сейчас данный документ находится в завершающей стадии согласования и в конце октября будет вынесен на рассмотрение правительства, сообщил А.Устинов. Кроме того, МЭРТ поддерживает и предложение бизнеса о пересмотре перечня классификационных групп амортизируемого имущества на предмет объединения некоторых из них, например, первой и второй. А.Устинов отметил, что российские предприятия неохотно используют механизм ускоренной амортизации, причина этого – в рассогласованности регламентов отражения результатов амортизации в рамках бухгалтерского и налогового учета. МЭРТ считает целесообразным полностью унифицировать методы ускоренного списания основных средств, действующие в рамках НК и закона о бухучете, разрешив использовать те из них, которые действуют в рамках бухгалтерского учета. Кроме того, полагает он, следует предоставить предприятиям право сверхускоренной амортизации для высокотехнологичного оборудования. Ключевой проблемой российской амортизационной политики А.Устинов считает переоценку основных средств. Она состоит в том, что в НК был изменен порядок отражения в учете результатов переоценки основных средств предприятий, и теперь если предприятие изменяет балансовую стоимость имущества, она отражается только в бухгалтерском учете. В результате предприятию стало невыгодно проводить переоценку основных средств в сторону увеличения их стоимости, так как оно не может благодаря этому уменьшать платежи налога на прибыль. МЭРТ предлагает внести поправки в главу 25 «Налог на прибыль» НК, которой предоставить предприятиям право учитывать результаты переоценки основных средств и для целей налогообложения. А.Устинов отметил, что некоторые из предлагаемых изменений в законодательстве в краткосрочной перспективе могут привести к снижению налоговой базы при перечислении налога на прибыль, однако в дальнейшем произойдет ускоренное обновление основных средств предприятий, что, в свою очередь, приведет к росту налоговой базы и в целом развитию российской экономики. Выступивший в ходе заседания заместитель директора по научной работе Института макроэкономических исследований МЭРТ Александр Водянов сообщил, что в России отмечается высокая динамика инвестиционной деятельности, однако доля инвестиций по отношению к ВВП составляет около 17%. «Это крайне низкий уровень», - считает он, особенно если учесть, что в развивающихся странах этот показатель составляет 25-27%, а в Китае – 40%. Если данная сфера в России будет развиваться сегодняшними темпами, то показателя в 25% страна достигнет через 12-15 лет, добавил А.Водянов. По его словам, высокая динамика инвестиционной деятельности непосредственно связана с амортизационной политикой. Сегодня в российской экономике амортизация обеспечивает около 22-23% финансирования инвестиций, и это тоже довольно низкий уровень по сравнению с мировой практикой. Проблема, считает А.Водянов, заключается в том, что в последние годы наблюдается исчерпание возможностей новой амортизационной системы, у предприятий сегодня нет возможности обеспечить экономию налога на прибыль за счет амортизации. Отмечается и низкий масштаб использования в России механизмов ускоренной амортизации. А.Водянов подробно остановился на причинах неэффективности российской амортизационной системы. К ним он отнес, в частности, рассогласованность регламентов амортизации в целях бухгалтерского и налогового учета, неэффективность механизма учета затрат на капитальный ремонт. Особенно важным, по его словам, является вопрос переоценки основного капитала предприятий и его учета в целях налогообложения. «Этот вопрос перезрел, его необходимо решать», - уверен А.Водянов. В частности, неясно, какие именно фонды нужно переоценивать. «Переоценивать все и вся невозможно», - заявил он. При этом 15-20% основного капитала российских предприятий – это «мертвые фонды», числящиеся на балансе, и этот капитал не нужно переоценивать. А.Водянов считает, что прежде всего следует провести перепись действующих и недействующих фондов предприятий, после чего переоценивать лишь действующие. Он также остановился и на развитии механизмов и инструментов стимулирования инвестиций, высказав мнение о необходимости возврата к практике предоставления инвестиционной льготы. Председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян в целом согласился с предложениями МЭРТ, единственная его претензия к ним состоит в увеличении трансакционных издержек. «Это серьезное возражение, это волнует предприятия с точки зрения необходимости увеличения штата бухгалтеров и инженеров», - пояснил он. Более простым выходом из сложившейся ситуации А.Данилов-Данильян считает возврат к применению инвестиционной льготы. Однако, отметил он, данное предложение не поддержит Минфин, который мотивирует свой отказ тем, что упразднение этой льготы было частью соглашения бизнеса и власти при принятии новой редакции НК. В связи с этим он видит большие сложности с продвижением идей МЭРТ. Таким образом, отметил А.Данилов-Данильян, совершенствование российской амортизационной политики наталкивается на «двойной тупик»: в отношениях между двумя министерствами, а также в области правоприменительной практики. Кроме того, считает он, корпоративная культура российского бизнеса не позволяет применять подходы к амортизационной политике, используемые в европейских странах. Проблемой, по его словам, является и недостаточный опыт российских оценочных и страховых компаний. А.Данилов-Данильян поддерживает предложение об укрупнении классификационных групп амортизируемого имущества, максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета в отношении отражения результатов амортизации, добровольный принцип проведения переоценки основных средств предприятий. Однако он считает, что, несмотря на важность амортизационной политики, ее совершенствование в глазах бизнеса является менее приоритетным, чем ряд других мер по улучшению инвестиционного климата в стране. К таким мерам он отнес внесение в российское законодательство «дедушкиной оговорки» относительно инвесторов, которая гарантирует им неухудшение налогового режима на срок окупаемости проекта, а также совершенствование системы защиты прав собственности. ИА "Альянс Медиа" |