23.11.2004 АЗС станут иностранными Планируется, что на этой неделе правительство приступит к обсуждению мер, которые законодательно увеличат штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. В первую очередь санкции коснутся таких секторов, как розничная продажа бензина и строительство. Похоже, что рост бензиновых цен в стране и как следствие - рост инфляции подтолкнули антимонопольную службу к инициативам по ужесточению санкций на внутреннем рынке. Налоговые органы уже решили провести проверки во всех российских нефтяных компаниях, так как нефтяники главной причиной своих бед видят ужесточение налогового законодательства в области нефтедобычи, которое делает ее неприбыльной. В частности, считает член Экспертного совета по финансовым балансам промышленности Марина Пурмак, "налоговое законодательство в области нефтедобычи становится все более жестким, но одновременно уменьшает и привлекательность инвестиций. Этот замкнутый круг можно было бы разомкнуть, если пересмотреть правила амортизации основного капитала, сделать его более быстрым и эффективным, что позволило бы и инвестиции привлечь, и новые технологии применить". В качестве примера она привела такой факт: после закрытия скважин на фирме продолжает "висеть" остаточная стоимость дорог, оборудования скважин, кабелей и т.д. Следствием этого становится распространение так называемой "колониальной системы" эксплуатации месторождений, суть которой состоит в том, что бурится несколько недорогих скважин, с их помощью снимают на месторождении прибыльные "сливки" и уходят с него, а большие залежи нефти так и остаются в земле. По мнению нефтяников, чтобы изменить такой подход к эксплуатации месторождений, надо как минимум изменить подход к амортизационной политике, что уже сделано во многих странах. В России пока амортизация не имеет собственной правовой концепции и регулируется законодательством только с целью извлечения налога на прибыль. В ближайшее время, считают и в Торгово-промышленной палате, необходимо заняться разработкой федерального закона об амортизационной политике. А иначе цены на бензин на внутреннем рынке будут расти и дальше. Однако, несмотря на столь пессимистичные настроения российских нефтяников, иностранные инвесторы настроены более оптимистично. Их не пугают ни политические риски, ни изменения в налоговом законодательстве. По крайней мере, такую точку зрения разделяют крупные иностранные компании. Большая часть иностранцев признает, что полной уверенности в отношении России у них нет, однако Россия - это страна с самыми крупными разведанными запасами нефти в мире. Взвесив все плюсы и минусы в виде политических и других рисков, многие принимают решение о приходе в Россию. Так что, вполне вероятно, в недалеком будущем в России можно будет наблюдать большее количество АЗС не только с иностранными названиями, но и с более низкими ценами на бензин. Более законопослушные иностранцы будут, в отличие от российских бизнесменов, прислушиваться к антимонопольным органам и не вступать в ценовой сговор. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской Газеты" |