25.11.2008 В условиях кризиса в ритейле выживут ориентированые на инновации компании За последние 5 лет оборот розничной торговли в России вырос почти в три раза со $150 млрд в 2003 году до $457 млрд в 2007 году. Прирост оборота за три квартала 2008 года составляет 114,4%, причем рост отмечен во всех субъектах РФ, за исключением Чечни. По предварительным прогнозам, оборот розничной торговли по итогам 2008 года составит $400 млрд. Такие данные приводились на прошедшем 24 ноября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации заседании комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка на тему «Состояние потребительского рынка России». Изменившиеся экономические условия ставят перед отраслью не столько вопрос, удастся ли сохранить темпы роста, сколько, как сохранить эффективность бизнеса и выйти из кризиса с наименьшими потерями. В своем докладе на тему «Розничная торговля России: замедление роста или кризис отрасли?» председатель комитета Александр Борисов отметил, что в предстоящие 2-3 года весьма вероятно замедление темпов роста потребрынка. Он подчеркнул, что с учетом кризиса многие компании уже сегодня осуществляют такие предварительные меры, как снижение фонда заработной платы, но самое страшное - под предлогом кризиса перестают оплачивать счета. По мнению А. Борисова, это очень серьезная и недопустимая тенденция на рынке. Впрочем, он не стал отрицать, что на ситуацию в отрасли негативно влияют три фактора: растущие издержки съедают прибыль, в условиях сокращения инвестиций приходится закрывать ряд запланированных проектов; сокращаются источники, питающие потребительский спрос; повысились банковские ставки, ужесточились требования к заемщикам. По словам А. Борисова, наблюдаемые уже сегодня изменения в поведении населения говорят о том, что в следующем году может серьезно сократиться доля потребления в сегменте «премиум», достигшая в последние годы 10% оборота, в пользу товаров и услуг низкого ценового сегмента. В докладе также отмечалось, что в результате антикризисных мер, принимаемых на федеральном уровне, и благодаря собственной антикризисной политике, десяток крупнейших сетей сумеют выйти из кризиса, сохранив и даже расширив долю рынка. Преодолеют кризис без серьезных потерь и порядка 500 местных сетей (от 2 до 10 магазинов), развивающихся на собственные средства, а также владельцы единичных магазинов. Они более оперативно реагируют на кризисные ситуации, что позволяет им легче адаптировать ассортиментную и ценовую матрицу. Поэтому в основном кризис ударит по региональным сетям, находящимся в фазе активного роста. Впрочем, как отмечалось на заседании, у кризиса есть и свои положительные стороны. Сокращение проектов развития дает возможность компаниям заняться внутренним и внешним совершенствованием. Так, внутри компании может повышаться эффективность за счет внедрения IT-технологий, совершенствования логистики, кадрового менеджмента, сокращения цепочки посредников и оптимизации условий контрактов. Внешнее совершенствование должно быть направлено на борьбу за лояльность покупателя. Сюда следует отнести все, что связано с работой над ценами, сервисом, ассортиментом, дополнительными услугами. Важным условием повышения эффективности должна стать выработка общих стандартов и быстрое их распространение по всей сети. Кроме того, возрастает необходимость максимально тесных контактов между всеми сторонами, участвующими в цепочках «производство-дистрибуция-розница», а также «арендодатель-арендатор», потребуется гибкость в выработке компромиссов. Как отметила руководитель сети универмагов «Виктория» Елена Калашникова, «сегодня у ритейла нет возможности заниаться проектами развития, открывать новые магазины, но есть возможность посмотреть внутрь себя и заняться совершенствованием». По ее словам, в условиях кризиса компаниям не стоит продолжать «гонку за товарооборотом», увеличением торговых точек, так как это время оценки эффективности работы компании. Например, сеть универмагов «Виктория» была вынуждена сократить часть персонала в головном офисе, но при этом стала более тщательно анализировать покупательские предпочтения. Так, чтобы оценить чек не только с точки зрения средних затрат на одну покупку, но и с позиции покупательского спроса, понадобилось внедрение дорогостоящей системы SAP – порядка 5 млн евро, на которое сеть пошла даже в условиях кризиса ликвидности. По итогам совещания был выработан ряд предложений к властям федерального и местного уровней. В частности, на федеральном уровне предложено организовать работу основных системообразующих банков таким образом, чтобы обеспечить бесперебойное финансирование сетей, чтобы избежать обвала неплатежей по всей товаропроводящей цепи. Поручить ЦБ добиться снижения ставки рефинансирования до уровня, при котором номинальная процентная ставка вернется на уровень инфляции. На региональном уровне предложено создать соответствующие антикризисные органы, которые совместно с местными банками и филиалами федеральных банков через создание венчурных фондов, центров микрокредитования и другие доступные формы помогут сохранить созданную за последние годы торговую инфраструктуру. ИА "Альянс Медиа" |