17.11.2004  А.Иоффе: информационная поддержка бизнеса требует изучения его реальных потребностей

   Во вторник, 16 ноября, состоялось расширенное заседание Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства.
   По словам выступившего в ходе заседания президента ТПП Чувашской республики Игоря Кустарина, в настоящее время практически во всех региональных торгово-промышленных палатах РФ созданы и действуют информационные маркетинговые центры (ИМЦ), постоянно поддерживаются информационные ресурсы, сформировалась практика информационного обмена, большинство ТПП оказывают типовые услуги по информационно-маркетинговой поддержке бизнеса. На федеральном уровне на сегодняшний день идет работа по интеграции информационных ресурсов палат на базе Центра деловой информации ТПП РФ: создается сеть обмена деловой информацией, типовые интернет-сайты, базы данных коммерческих и инвестиционных предложений.
   Как отметил И.Кустарин, информационная поддержка бизнеса подразумевает внедрение трех групп стандартов, касающихся информационных ресурсов, информационного обмена и типового ИМЦ. Для оказания бизнесу тех или иных маркетинговых услуг необходимы стандарты этих услуг. И.Кустарин отметил, что Чувашская ТПП была одним из разработчиков этих стандартов и способствовала их внедрению. В настоящее время стандарты применяются в 65-75% региональных ТПП.
   И.Кустарин сообщил, что с 2002 по 2004 год количество информационных сайтов региональных ТПП выросло с 40 до 83. Многие палаты занимаются созданием центров по оказанию услуг в сфере трансфера технологий, субконтрактации и промышленной кооперации, бизнес-планирования.
   По словам И.Кустарина, цель информационной интеграции региональных палат – создание эффективной основы для оказания услуг по информационно-маркетинговой поддержке бизнеса, среди которых - проведение маркетинговых исследований товарных рынков, выявления спроса и предложения; продвижение перспективных инновационных и инвестиционных предложений, разработка и сопровождение бизнес-проектов. По мнению президента Чувашской ТПП, интеграцию следует проводить в два этапа: сначала каждая палата ведет свои автономные ресурсы в соответствии с общими стандартами, затем - открывает полный доступ к своим ресурсам другим палатам.
   Заместитель генерального директора Тульской ТПП Сергей Штарков сообщил участникам заседания, что в настоящее время в области реализуется проект по формированию электронного рынка товаров и услуг. С.Штарков считает, что электронный рынок подразумевает консолидацию рынков товаров, услуг, субконтрактации, инвестиций, инноваций, технологий, трудовых ресурсов и проч. Технология электронной торговли на сегодня является наиболее отработанной, поэтому принята в качестве базовой, отметил он. Региональный электронный рынок создает зону виртуального пространства для деятельности региональных производителей и коммерческих агентов, операторов рынка и федеральных партнеров.
   По словам С.Штаркова, тульский областной электронный рынок товаров и услуг создается как структурно-организованная территориальная система информационной, аналитической, коммуникационной и правовой поддержки розничной и оптовой торговли, маркетинговых, сбытовых и посреднических операций, материально-технического снабжения товаропроизводителей, развития прямых контрактных и партнерских отношений, инновационной и инвестиционной деятельности.
   По словам С.Штаркова, основой развития электронного рынка является электронная торговая площадка областного статуса (региональная ЭТП). Региональная ЭТП поддерживает три уровня информационных отношений:
   1. Отношения крупного бизнеса по системе «бизнес для бизнеса» - система электронной торговли Faktura, эксплуатируемая ОАО «Электронная торговая площадка «Центрально-черноземная».
   2. Отношения среднего и малого предпринимательства - Глобальная открытая торговая информационная система.
   3. Система «Торги» - НП «Московская фондовая биржа» и Московская ТПП.
   По мнению С.Штаркова, создание регионального маркетингового центра как центрального звена тульского областного электронного рынка товаров и услуг обеспечит не только развитие электронной оптовой и розничной торговли, но и создаст новые возможности оказания услуг Тульской ТПП.
   Директор Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ Александр Куцобин сообщил участникам заседания, что в настоящее время удалось выстроить схему взаимодействия ТПП РФ с территориальными палатами. Создается сеть обмена деловой информацией в системе ТПП РФ. Эта сеть на сегодняшний день объединяет информационные ресурсы 48 территориальных палат и 2 зарубежных представительств. Для развития этого проекта, считает А.Куцобин, нужно, в частности, увеличивать число присоединившихся к системе палат, создавать новые ресурсы и сервисы, включать в состав сервисов сети традиционные услуги системы ТПП РФ.
   Выступивший на заседании с докладом об организации работы кредитных бюро заместитель генерального директора ЗАО «Специальная информационная служба» Павел Пилюгин отметил, что благодаря кредитному бюро работа бизнеса становится более стабильной, раширяется возможность снижения процентных ставок по кредитам. В настоящее время, отметил он, при выдаче кредитов проверок не происходит, в результате процентная ставка по кредитам увеличивается, чтобы окупить возможный невозврат кредита.
   По мнению П.Пилюгина, существует ряд препятствий по созданию кредитных бюро в России. В частности, это взаимное недоверие участников отдельных секторов рынка. Решением в этом плане может стать обеспечение доступа к информации и одновременно ее конфиденциальности. Компанией П.Пилюгина был разработан проект информационной системы такого бюро, построенный по принципу обработки зашифрованной информации.
   Президент Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ)» Елена Емельянова дала положительную оценку докладам, прозвучавшим в ходе заседания. В частности, она отметила, что базы данных палат и ИМЦ должны быть открытыми, это единственно правильная позиция в современных условиях РФ. По ее мнению, верен подход в плане создания неких стандартов услуг палат, набор этих стандартных услуг может быть и минимальным, но должен распространяться на все палаты.
   Подводя итоги заседания, председатель Комитета по информационному обеспечению предпринимательства ТПП РФ Александр Иоффе отметил, что, к сожалению, до сих пор нет достаточно четкого представления, что действительно интересует бизнес, какими услугами он будет чаще пользоваться, за что он готов платить. Он выразил мнение, что многие информационные системы, представленные на заседании, строятся исходя не из реальной практики и исследований потребностей бизнеса, а, скорее, из представлений разработчиков. Необходимо, считает А. Иоффе, рассматривать вопрос именно о реальных потребностях предпринимателей в информации и услугах, основываясь при этом на статистике организаций, которые длительное время занимаются предоставлением подобных услуг предпринимателям.
   А.Иоффе уверен, что работу по развитию системы информационного обеспечения бизнеса необходимо продолжить. Он подчеркнул необходимость создания минимального набора ресурсов и услуг для всех ТПП. По его мнению, "не надо закрывать информацию, она должна быть открытой, доступной".
   ИА "Альянс Медиа"