26.03.2010  Почему «буксует» модернизация?

   Возможен ли инновационный прорыв в стране, у которой главным экспортным продуктом остается сырье? Какая Россия нужна Западу, и стоит ли ждать помощи от заокеанских «друзей» в деле модернизации? Может быть правильнее прислушаться к голосу российского бизнеса, работающего в секторе реальной экономики? Участники Международного конгресса "Открытая Россия - территория развития", который прошел 24 марта в Москве, попытались как можно полнее ответить на эти непростые вопросы.
   Как справедливо отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров, модернизацию в стране необходимо начинать с модернизации экономики при одновременной модернизации институтов. «Цель модернизации – переход на инновационный путь развития. Однако в России нет спроса на инновации. Очень важно разобраться, почему при обилии разговоров о модернизации и развитии инноваций не видно результатов. Кто и что мешает? Может быть, теория неверна»? – с такого риторического вопроса началась дискуссия.
   Президент компании «НЕОКОН» Михаил Хазин, считает неправильным искать виновных в том, что не удается на практике осуществить переход на инновационный путь развития. Он считает, что нужно смотреть в будущее, ориентируясь на место в мировой системе разделения труда. Россия с распадом СССР перестала быть центром экономики. Успокаивает тот факт, что теперь с аналогичной проблемой столкнулись мировая экономика, в частности европейская, из-за снижения совокупного спроса в США. В этой ситуации задача России - встроиться в меняющуюся мировую систему разделения труда. То есть психология развития должна поменять ориентацию с внутреннего рынка на внешний.
   Но поменять психологию просто только на словах. На деле потребуется целая инфраструктура вывода российской продукции на внешний рынок. Сегодня, по словам М. Хазина, те немногие из российских бизнесменов, кто пытается «захватить рынок», вынуждены осуществлять этот самый захват на территории противника. В России нет специалистов, умеющих выводить продукцию на внешний рынок.
   Обнадеживающе прозвучало утверждение М. Хазина, что у России еще есть шанс встроиться в мировую систему разделения труда. Он убежден, что если Россия сможет найти свое место, то точки роста появятся автоматически. Но пока мы идем прямо противоположным путем, «вслепую развивая инновации». И не стоит бояться, что нам никогда не догнать Китай. Китай тоже начинал не с инноваций – вначале мировой рынок наводнили дешевые игрушки производства КНР, затем появился источник прибыли. Но прибыль использовалась на развитие все той же пресловутой инфраструктуры вывода продукции на внешний рынок. Причем речь идет не только о логистической системе, но и привлечении лучших умов из экспертов и аналитиков.
   Глава Представительства Европейского союза в РФ Фернандо Валенсуэла подчеркнул, что Евросоюз заинтересован в партнерстве с Россией. Он обозначил те направления, по которым перспективно взаимовыгодное партнерство по модернизации: «зеленая» и цифровая экономика; интеграция в мировую экономику; проблемы моногородов; сфера образования и науки.
   Глава Представительства Евросоюза не оставил без внимания вопрос вступления России в ВТО. «Очевидно, что вступление в ВТО имеет свою цену. Но эта цена – инвестиции», - подчеркнул Ф. Валенсуэла. Он поддержал тезис, что модернизация экономики должна подразумевать модернизацию институтов, подчеркнув, что для России остаются актуальными проблемы усиления правопорядка и создания надежной судебной системы, сближения регулятивной базы РФ и ЕС, унификации технологических регламентов и стандартов. Все эти вопросы, по его мнению, - необходимые составляющие модернизации. При этом важно обеспечить «четкие и понятные правовые рамки».
   Вопрос, насколько существующая законодательная база соответствует требованиям модернизации, разъяснил заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев: «Надо честно признаться, что на сегодняшний день правовая база не готова в полном объеме обеспечить процесс модернизации».
   Удручает, что, по мнению депутата, не готово к модернизации и среднее звено чиновничества. «Это те должностные лица, которые принимают решения. Но их существующий порядок устраивает, поэтому реформа пробуксовывает именно на среднем уровне. Но если мы говорим о новой экономике, в которой ключевую роль играют нематериальные активы, о новых источниках энергии, то с учетом меняющейся мировой конъюнктуры России придется проделать очень большой путь. В том числе принять важные законы с учетом позиции бизнеса», - отметил депутат ГД.
   Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов считает, что модернизация неизбежна, но бизнес должен быть готов к тому, что модернизация – это риск. По его мнению, безусловный плюс в том, что понимание необходимости модернизации озвучена «сверху». И не только предприниматели, а высшее руководство страны осознало, что из-за роста бюрократии и коррупции в стране начали сдерживаться процессы развития, а само государство с каждым годом теряет эффективность.
   Председатель «Деловой России» убежден, что не только в политической, но и экономической плоскости основным двигателем модернизации должно выступить государство, так как в первую очередь необходимо обеспечить первоначальный спрос на инновации. Б. Титов пояснил, что рынок решает многое при условии, что это рынок с высоким уровнем конкуренции. В российских условиях «тотальной монополии», высокой централизации рынка, рынок дает сбои. «Поэтому модернизация в России должна быть модернизацией экономики, которая потянет за собой демократические преобразования институтов. Необходима диверсификация экономики, поддержка частной инициативы, внятная промышленная политика, проводимая государством. Если мы говорим об инновационном прорыве, то это должен быть «госзаказ», аналогичный освоению космоса в СССР», - считает Б. Титов.
   Он пояснил, что реализация космической программы в СССР дала старт развитию электронике, машиностроению, химии. За счет этой программы в стране с «пещерной экономикой» был создан мощнейший технологический потенциал.
   В выступлении Б. Титова было немало ностальгических примеров. Так, проект знаменитых «хрущевок» он назвал великой инновацией в сфере строительства, позволивший в свое время решить проблему доступного жилья.
   Эксперт в области стратегического анализа - управляющий партнер Strategy Partners Александр Идрисов считает, что пока Россия остается на мировом рынке сырьевой страной. Как следствие, западные инвестиции поступают лишь в сырьевой сектор и розничную торговлю, а не в создание производств современной продукции, востребованной на мировом рынке. «Сегодня внешняя политика выстраивается путем запугивания соседей своим неизбежным энергетическим партнерством. Навязывая его, мы стимулируем соседей к инновациям, поискам альтернативных источников энергии. Но это ничем не помогло нашей экономике», - убежден он.
   По мнению эксперта, возможности инновационного потенциала России необходимо рассматривать с двух позиций – стимулов (наличие конкуренции и спроса, активная политика на госуровне) и ресурсов (квалифицированные кадры, финансовая обеспеченность, доступ к инфраструктуре и поставщикам). Ссылаясь на проведенный анализ, А. Идрисов отметил, что в благополучной инновационной зоне находятся только три сектора – информационные коммуникации, пищевая промышленность, торговля. Именно в этих секторах самая сильная конкуренция. Наименее активные сектора – ЖКХ, нефтегазовый сектор.
   «Для того чтобы изменить ситуацию в стране и от «политики деиндустриализации», которая по факту проводилась последние годы, перейти к индустриализации, необходимо активно стимулировать модернизацию существующего бизнеса и агрессивно конкурировать на рынке промышленных инвестиций», - заключил эксперт.
   ИА "Альянс Медиа"