03.12.2004 ТПП РФ: участники семинара обсудили вопросы защиты промышленной собственности малого бизнеса В пятницу в ТПП РФ состоялся семинар "Промышленная собственность и конкурентоспособность продукции". С докладом "О путях и возможностях повышения конкурентоспособности продукции" выступил президент Российской ассоциации владельцев товарных знаков Лев Комаров. В частности, оценивая состояние и использование в России интеллектуального потенциала, наличие и использование интеллектуальной собственности он заметил, что количество заявок на изобретение в последние годы находится в пределах 25-30 тысяч в год, хотя 15 лет назад их количество составляло 200 тысяч. Зарегистрированных патентов на изобретение выдается порядка 20–25 тысяч в год. В тоже время количество ежегодно регистрируемых товарных знаков возросло за 15 лет почти в 10 раз и достигает 30 тысяч. По словам Л.Комарова, проанализировав эти данные, можно сделать вывод, что количество производимой продукции в несколько раз уменьшилось, а продаваемой, наоборот, увеличилось. По его мнению, основной функцией товарного знака является индивидуализация производителя и выделение его товара на рынке, что "имеет смысл только при наличии у этого товара привлекательных для потребителя свойств и качеств, отличающих его от аналогичных товаров других производителей и обеспечивающих ему тем самым конкурентоспособность". "Всем обладателям товарных знаков необходимо уяснить, что для завоевания любого сектора рынка на продолжительный период совершенно недостаточно одного красивого значка, удачного слогана, зарегистрированного товарного знака", - подчеркнул он. По словам Л.Комарова, товарный знак может быть популярным и превратиться в конечном итоге в бренд и активно работать на производителя "только в случае обозначения им высококачественного, конкурентоспособного товара". В своем выступлении он также рассказал о случаях неправильного представления владельцев интеллектуальной собственности, на которую заключаются патенты промышленной собственности, экспортных возможностей своей продукции. "Патентуя новшества, владельцы получают право использования только в стране патентования, на другие страны это право не распространяется", - заметил он. Кроме того, полезно учитывать дизайнерскую проработку специфических особенностей каждой страны экспорта (цвета и религиозные особенности), а для этого нужно изучать рынок страны. Вопросам оформления и дизайна, эргономики (комфортность обращения с продукцией) наши производители уделяют мало внимания, сказал Л.Комаров. Один из участников семинара, Олег Басов, представитель компании "Роспоставка" (г.Ростов), рассказал о трудностях, которые испытывает экспортное отделение его компании с выходом на европейский рынок. По его словам, в РФ плохо поставлена информация о требованиях к сертификации и о лабораторных испытаниях продуктов. "Многие товары сертифицируются в Европе, а потом перепродаются европейскими компаниями, но уже с наценкой до 40%", - сказал он. В ходе семинара состоялся обмен мнениями, в результате была принята резолюция "с предложениями Правительству РФ определить технологическую модернизацию экономики страны в качестве одной из первоочередных задач". Руководитель Московской региональной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Александр Грязев в интервью ИА "Альянс Медиа" прокомментировал итоги семинара. "Конечно, есть внешние факторы, на которые мы не можем повлиять, - сказал он. - Но можно поставить задачи, которые нам по плечу". Например, определить внутренние возможности и резервы всех заинтересованных организаций и попытаться вместе что-то сделать. По словам А.Грязева, общество изобретателей работает с авторами изобретений в первую очередь для того, чтобы они чувствовали, что дело, которым они занимаются, кому-то нужно. Изобретателю непросто самому найти заказчика, а история показывает, что отличные изобретения лежат десятки лет, прежде чем реализуются. Правовое регулирование отношений автора с патентообладателем (держателем фирмы), авторов между собой, договоренность патентообладателя - потенциального лицензиата с авторами изобретений имеют свои законы и практику, считает А.Грязев. Специалистов, которые во всех этих вопросах разбираются, по его мнению, очень мало, многие из них скрывают свои секреты. Московская региональная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов помогает авторам изобретений коммерциализировать разработки: продать лицензии, переуступить патенты. "Все, что лежит в рамках интересов изобретателя и правообладателя, – сфера уставных интересов нашей организации", - заметил А.Грязев. По его словам, в этой сфере сейчас имеется платежеспособный спрос в основном малых и средних предприятий, которые ранее с вопросами патентных прав не сталкивались. Если в крупных предприятиях остались зачатки патентной культуры, то малый предприниматель, когда видит на рынке подделку своей продукции, которой посвятил 10 лет и все свои деньги, часто не знает, как себя вести, как поступить, где найти справедливость. Общество оказывает содействие более 200 малым и средним предприятиям Москвы, заметил А.Грязев. По его мнению, малым предпринимателям необходима также информационная поддержка: советы и рекомендации, которые бы издавались в небольшом формате; брошюры по каждому направлению защиты интересов промышленной собственности - лицензиям, авторскому вознаграждению, бухгалтерскому учету основных средств. Изложенные простым языком, они могут быть разработаны при участии ТПП РФ, сказал он. "Наша организация уже накопила определенный опыт, который можно обобщить, и мы сможем помочь людям уже сегодня", - сказал А.Грязев в заключение. ИА "Альянс Медиа" |