27.10.2004 В результате проведения процедуры банкротства должен сохраниться конкурентоспособный бизнес В среду в Центре международной торговли состоялся всероссийский семинар-совещание «Изменение в системе антикризисного управления в России в связи с административной реформой». Организаторами семинара выступили Торгово-промышленная палата РФ, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная налоговая служба РФ. О строении современной системы антикризисного управления в РФ рассказал выступивший на семинаре исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при Торгово-промышленной палате РФ» Артур Трапицын. По его словам, в результате административной реформы методическую работу по разработке нормативно-правовых актов, обеспечивающих применение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», проводит МЭРТ; полномочия государства как собственника имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; функции регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций, переданы Минюсту РФ. Уполномоченным органом в делах о банкротстве является Федеральная налоговая служба РФ. С 2002 года на рынке антикризисного управления появилась саморегулируемая организация арбитражных управляющих, государство делегировало ей часть своих полномочий и прав. По словам директор Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ Анны Поповой, в России сейчас завершается этап совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующий процедуру банкротства. В этой связи МЭРТ как федеральный орган исполнительный власти, ответственный за проведение государственной политики в сфере банкротства и финансового оздоровления организации, провело большую работу. В течение года министерством подготовлены 6 проектов федеральных законов, по некоторым из них идет согласование в правительстве. Министерством сформирована новая система участия государства в процедуре банкротства, в частности, подготовлены 4 нормативно-правовых акта, регламентирующих деятельность уполномоченного органа в делах о банкротстве. Утверждены три приказа министерства по деятельности арбитражных управляющих. Как отметила А.Попова, сейчас государство – один из основных кредиторов в делах о банкротстве, его позиция фактически определяет судьбу многих предприятий. Руководитель департамента рассказала о ряде законодательных инициатив МЭРТ. В частности, это законопроект, направленный на создание условий для заключения государством мировых соглашений в делах о банкротстве. В настоящий момент они практически не заключаются. Причина этого – недочеты законодательства о банкротстве и о налогах и сборах. Также инициативой МЭРТ является введение нового основания для предоставления отсрочки при уплате задолженности по налогам и сборам при заключении мирового соглашения (до 1 года). Другой законопроект МЭРТ направлен на совершенствование системы саморегулирования в сфере банкротства. Этот институт показал свою эффективность, однако два года его применения выявили ряд неточностей, препятствующих его развитию. Предполагается заменить требование о наличии стажа желающего работать арбитражным управляющим на обязанность пройти стажировку. Также следует уточнить требования допуска арбитражного управляющего к государственной тайне. Как сообщила А.Попова, министерством детализирован ряд вопросов, связанных с деятельностью СРО, в частности, СРО предполагается включить в качестве участников в процессы о банкротстве. Третий законопроект МЭРТ, по словам А.Поповой, направлен на совершенствование уголовного и административного законодательства РФ. Им устанавливается ответственность за преднамеренное, фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве. В законодательство вносятся изменения, предусматривающие ответственность за сокрытие информации об имуществе должника; за преднамеренное банкротство предусматривается усиление ответственности, в том числе – увеличение срока лишения свободы до 6 лет. Фиктивное банкротство не признается административным или уголовным правонарушением. А.Попова отметила, что одним из наиболее важных принципов, которым руководствуется в своей работе министерство, является прозрачность: все, что делает государство, должно быть понятно бизнесу. По словам выступившего на семинаре руководителя Департамента по обеспечению процедур банкротства Федеральной налоговой службы РФ Сергея Хурсевича, необходимо проводить работу по предотвращению банкротств. По его мнению, предотвратить банкротства можно только путем тесного взаимодействия между собственником, налоговыми органами и властью. Направлениями этого взаимодействия должны стать своевременное выявление задолженности, определение плана финансового оздоровления предприятия, контроль за выполнением взятых должником обязательств. С.Хурсевич сообщил, что активность государства по инициированию банкротства во время действия старого законодательства была выше, чем в период действия нового закона: произошло пятикратное снижение активности с 8,5 тыс. заявлений в 2002 году до 1800 в 2003 году. Процедура банкротства, по мнению С.Хурсевича, должна быть не шагом к немедленной ликвидации должника, а формой его оздоровления. Главная цель процедуры банкротства - "здоровье" налогоплательщиков, погашение задолженности. В результате - должен возникнуть или сохраниться конкурентоспособный бизнес. Начальник отдела процедур банкротства МЭРТ РФ Дмитрий Скрипичников, отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа» об особенностях банкротства малых предприятий, сказал, что нельзя говорить о большом количестве обращений по банкротству малых предприятий. Наибольшее количество проблем возникает с банкротством крупных предприятий. ИА "Альянс Медиа" |