26.05.2009 С.Катырин: День предпринимательства - повод для обсуждения проблем МСБ Ежегодно 26 мая в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День российского предпринимательства. Чем будет примечателен этот профессиональный праздник в нынешнем году? Какие проблемы развития бизнеса в России можно считать сейчас самыми важными? На эти и другие вопросы ответил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. В.: Как можно охарактеризовать настроение предпринимателей, которые встречают этот день в нелегких условиях продолжающего набирать силу финансово-экономического кризиса? О.: Если говорить о настроении предпринимателей, то его можно охарактеризовать коротко: озабоченность. Она вызвана трудной ситуацией, сложившейся в экономике, практически повсеместным сокращением объемов производства, многочисленными нарушениями договорных обязательств, неплатежами, вынужденной необходимостью переходить на сокращенный рабочий день или на сокращенную неделю. Все это, конечно, вызывает определенные сложности в работе коллективов. Но паники нет нигде. Напротив, труженики разных отраслей изыскивают возможности преодоления кризиса, а в ряде случаев и наращивания объемов производства. В.: Сложилась традиция, что ТПП РФ собирает в конце мая представителей предпринимательских структур для обсуждения самых насущных проблем развития бизнеса. Соблюдена ли она на этот раз? О.: Да, именно в День российского предпринимательства в ТПП РФ состоится IX Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий «Малый и средний бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях». На сегодня мы считаем именно эту тему самой важной в данном секторе экономики. В конференции примут участие около 300 бизнесменов, менеджеров, ученых, представителей властных структур из почти всех субъектов Федерации. Причем желающих принять участие в этом форуме намного больше, но нас лимитируют площади помещений для собраний и дискуссий, которыми располагает палата. Планируется провести также два видеомоста – с ТПП Чувашской Республики и с Южно-Уральской ТПП. Президент ТПП РФ Евгений Примаков откроет конференцию. Ее рекомендации будут направлены в адрес руководителей государства, министерств, ведомств, Федерального Собрания РФ, руководителей регионов и др. ТПП РФ – не единственный организатор конференции, мы проводим ее вместе с Советом Федерации и Минэкономразвития. В.: Эта конференция – уже девятая по счету. Многие ли рекомендации прежних конференций учтены в законах и других нормативно-правовых актах по вопросам предпринимательства? Иначе говоря, многие ли из них воплощены в жизнь? О.: Очень многие, можно даже сказать, почти все. Одни раньше, другие позже, но практически все. То же предложение о разработке и принятии закона о малом и среднем бизнесе впервые было высказано на подобной конференции, а затем прошло всестороннее обсуждение содержания этого закона. Было много споров об отдельных его положениях – и внутри предпринимательского сообщества, и с представителями властных структур. В конце концов, закон был принят, он успешно работает. Реализованы и многие предложения, касающиеся финансовой поддержки малого бизнеса. В.: Как вы оцениваете роль малого и среднего бизнеса в кризисных условиях? Может ли он стать своеобразным локомотивом, который вывезет всю экономику страны из ее нынешнего непростого состояния? О.: Хотелось бы, чтобы было именно так, и потенциальные возможности у российского малого и среднего бизнеса для этого есть. В этой сфере накоплен немалый интеллектуальный запас, в ней работает много ярких, интересных, творческих людей. Одна из секций предстоящей конференции специально посвящена поддержке и развитию инновационного малого и среднего предпринимательства. Но пока, к сожалению, этот сектор бизнеса вносит относительно небольшой вклад в инновационное развитие страны. В.: А в чем тут дело, что мешает развитию именно инновационных направлений в малом и среднем бизнесе? О.: Прежде всего нехватка средств у тех структур, которые хотели бы сосредоточить внимание именно на этом направлении. Хороших, интересных, ценных идей хватает, а вот капитал для их реализации, в том числе стартовый капитал, раздобыть бывает трудно. Особенно сложно ввести в дело инновационный потенциал НИИ и КБ: отсутствует даже хорошая законодательная база, которая позволяла бы это сделать. В.: А если не ждать хороших законов, которые расширили бы возможности малого и среднего бизнеса в сфере инновационного предпринимательства? Ведь есть же эффективные программы на этот счет; в разработке некоторых из них принимала участие и Торгово-промышленная палата РФ. О.: Да, такие программы есть. И федеральные, и разработанные во многих субъектах Федерации. Некоторые даже до 2020 года. И решение зафиксированных в них вопросов не всегда требует законодательной базы. Таковы, например, проблемы поддержки малого бизнеса крупными предпринимательскими структурами, финансовые вопросы. Если местным бюджетом предусмотрены средства на развитие малого и среднего бизнеса, то никаких дополнительных законов не нужно, чтобы эти средства с пользой, под руководством опытных менеджеров тратить. В.: Чем сейчас более всего озабочены малые и средние бизнесмены? О.: Полагаю, что вопросами доступа к финансовым ресурсам. Их возможность пользоваться банковскими кредитами сильно ограничена из-за буквально неподъемного процента по кредитам, который в ряде случаев достигает 20 процентов: расплатиться с суммами, выданными под такой кредит, практически невозможно в любом секторе малого бизнеса. Правда, в ряде регионов существуют программы субсидирования кредитования – там заемные средства охотно берут даже под такие высокие проценты. Кредитование малых предприятий осложняется и отсутствием у них возможностей внести залог – ведь многие даже не располагают собственными помещениями и арендуют производственные цехи и участки, конторские комнаты. В.: Ставят ли малые и средние предприятия перед собой задачу решать вопросы импортозамещения? Многие ли выпускаемые ими товары и продукты конкурентоспособны на мировом рынке? О.: Полностью решить проблему импортозамещения ни малые, ни даже крупные предприятия не в состоянии. Да такая задача, в сущности, и не ставится – на рынке всегда будут изделия, которые выгоднее купить за рубежом, чем организовывать их производство у себя. Но когда мы года три назад попытались провести «инвентаризацию», какие отечественные изделия наверняка будут пользоваться спросом на европейском рынке, то сами были поражены – как много таких изделий производится в самых разных отраслях! Это и медицинская техника, и программные продукты, и многое другое. И такой продукции не десяток-полтора наименований, а тысячи. Правда, многие такие товары и продукты производятся в ограниченном объеме: развивать их производство у предприятий силенок не хватает. Решить проблему можно, правильно распорядившись средствами, которые государство направляет на поддержку малого и среднего бизнеса. Эти средства следует выделять в первую очередь и в большем объеме тем компаниям, которые производят конкурентоспособную продукцию и в состоянии увеличивать объемы ее производства, а также сокращают производственные издержки, наращивают производительность труда и т. д. Кстати, в этой работе могут и должны большее участие принимать территориальные торгово-промышленные палаты. Они обычно хорошо знают потенциал предприятий в своем регионе и могут вычленить из общего списка самые крепкие и надежные из них, обладающие большим потенциалом развития. Хотя такой подход возможен не везде. Как быть, например, с градообразующими предприятиями, когда крупный завод – единственный в данном городе? Закрыть его нельзя, даже если он выпускает не лучшие по качеству и техническому уровню изделия. А реконструкция и обновление производства часто требует огромных затрат. Советская экономика оставила нам и такое наследство, и распорядиться им должным образом – непростое дело... В.: Тема одной из секций конференции формулируется как «Стимулирование спроса на продукцию малого и среднего предпринимательства». А как, собственно, можно стимулировать этот спрос? О.: Представьте себе, рычаги такого стимулирования есть. Они – в более полном и основательном изучении ситуации на российском и региональном рынках и более активном продвижении товаров на эти рынки. Сплошь и рядом тот или иной регион испытывает нехватку каких-то товаров, которые буквально рядом, в соседней области производятся в избытке. И очень важно помогать малым и средним предприятиям искать пути и возможности сбыта своей продукции – этим также должны заниматься территориальные торгово-промышленные палаты. И многие из них предпринимают значительные усилия в данном направлении. В.: Назовите торгово-промышленные палаты, где особенно хорошо поставлена работа с предпринимателями, в том числе в малом и среднем бизнесе. О.: Фактически во всех палатах регионов работа с предпринимателями поставлена во главу угла практической деятельности. Но я выделил бы Санкт-Петербургскую, Нижегородскую, Чувашскую, Южно-Уральскую ТПП. Хорошо поставлена работа с малым бизнесом в Краснодарском крае, где кроме краевой действуют еще около тридцати районных, межрайонных, городских палат. Хотел бы также отметить курскую и смоленскую палаты, где образцово поставлено микрокредитование малого бизнеса. Это направление деятельности палат только начинает развиваться, и первый накопленный опыт представляет собой огромную ценность. Сейчас его в той или иной мере используют уже несколько десятков территориальных палат. ИА "Альянс Медиа" по материалам Торгово-промышленных ведомостей |