14.02.2007  Бизнес не может найти свое место в нацпроектах

   13 февраля в Торгово-промышленной палате РФ прошел круглый стол, рассмотревший итоги реализации национальных проектов за год и роль экспертной деятельности в их реализации.
   Открывший круглый стол cтарший вице-президент ТПП РФ Борис Пастухов тепло приветствовал участников и проинформировал их о том, что правление ТПП РФ решило на состоявшемся недавно V съезде ТПП «регулярно анализировать ход выполнения национальных проектов в России через призму российских торгово-промышленных палат». Б. Пастухов напомнил собравшимся слова первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева о триединой задаче экспертного совета, созданного при Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике: отслеживать ситуацию с реализацией национальных проектов, контролировать, как превращаются в жизнь заложенные в них идеи, и выяснять, какие при этом появляются проблемы.
   «Бизнес-сообщество ищет и не всегда находит свое место в реализации национальных проектов, – заявил Б.Пастухов. – Пока на местах думают, как использовать огромные средства, выделенные на нацпроекты, предприниматели зачастую не могут самостоятельно, без поддержки властей подключиться к выполнению государственных задач, проявить свою социальную ответственность».
   Генеральный секретарь Союза журналистов России, директор Института "Общественная экспертиза" Игорь Яковенко подверг итоги выполнения национальных проектов критике. Он напомнил, что журналистское сообщество «с первых минут» решило содействовать властям в исполнении этой государственной задачи, потому что «это тот случай, когда власть реально решила что-то дать человеку», однако, по результатам гражданского аудита нацпроектов по итогам 2006 года обнаружилась существенная разница между «заявленным и сделанным».
   Для начала эксперты избрали индикатор реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье». Он выразился в двух показателях: в том, сколько квардартных метров жилплощади может купить средний россиянин за год, и в том, сколько лет надо ему работать, чтобы купить стандартную двухкомнатную квартиру.
   Выяснилось, что за год средний россиянин может купить максимум один квадратный метр жилплощади. При учете средней продолжительности жизни мужчины в стране в 57 лет и средней площади двухкомнатной квартиры в 50-60 кв. метров формула доступного жилья, по словам И.Яковенко, выглядит так: «жизнь за квартиру», при условии, что работать нужно начинать с самого рождения.
   Самым доступным жильем оказалось там, где «за пятьдесят градусов мороза и почти круглый год зима» – на Таймыре и в ЯНАО. Там, сказал И.Яковенко, на квартиру можно заработать за десять лет.
   Причина диспропорций на рынке жилья Московской области заключается в том, что его «разогрели соседи-москвичи». Бизнесмен, который не может позволить себе квартиру в Москве, по словам И.Яковенко, «обратил внимание на рынок Московской области». Московский рынок жилья, заявил И.Яковенко, является не жилищным, а финансовым рынком. Таким образом, звукосочетание «Доступное жилье» звучит «странно», если учесть, что цены всего за год выросли на 100%. Нововведения властей по урегулированию рынка, считает И.Яковенко, зачастую вызывают «обратный эффект», как это случилось со «знаменитым 214 законом о защите дольщиков», который «взорвал рынок». Примерно то же самое произошло, когда министр регионального развития Яковлев предложил облагать налогом «второе жилье», и прокуратура начала искать его владельцев.
   «Доступное жилье – не идея, а цель, - сказал И.Яковенко, – а настоящая идея должна отвечать на вопрос «как?» и «на основе чего?». На сегодня же национальный проект основан на старой советской программе 1990 года «Жилище», не отвечающей требованиям сегодняшнего дня.
   Объемы ввода жилья за год имеют устойчивую тенденцию к сокращению, заявил И.Яковенко, и сегодня самым массовым покупателем квартир, по свидетельству риэлторских агентств, является уже не бизнесмен, а чиновник.
   Нацпроекты, считает И.Яковенко, требуют серьезного «ремонта», т.е. широкого экспертного обсуждения и публично обозначенного набора индикаторов, по которым и можно будет судить о результатах выполнения поставленных задач.
   ИА "Альянс Медиа"