26.04.2004 Предпринимательское сообщество не должно ослаблять инициативы по диалогу с властью В Центральном доме предпринимателя в Москве прошло заседание круглого стола на тему «Стратегия действий предпринимательского сообщества в новых условиях», организованного Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства и газетой «Бизнес для всех». Открывая заседание, президент РАРМП Александр Иоффе отметил, что в последнее время произошли значительные события в жизни общества – состоялось переизбрание Президента РФ, избран новый состав Госдумы, назначен новый состав Правительства РФ, началась реализация административной реформы. Все это не может не отражаться на развитии бизнеса, считает президент РАРМП, и тех действиях, которые бизнес должен обозначать, хотя большинство обращений бизнеса не нашло отражения в государственной политике. Комментируя встречу с премьер-министром М. Фрадковым в ТПП РФ, А. Иоффе заметил, что у него «не сложилось отчетливого впечатления о тех формах и методах, какими правительство собирается осуществлять политику по развитию экономики и росту ее конкурентоспособности, хотя премьер в своем выступлении уделил особое внимание развитию инновационной составляющей, переносу акцентов с сырьевого сектора на обрабатывающий, неясными остались также планы правительства по проведению налоговой реформы, в отношении к собственности, приватизации и т.д». Требуется время, чтобы премьер и его команда разобрались с приоритетами, сказал президент РАРМП, в частности, это касается и Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, и М. Фрадков откровенно сказал, что не знает, как его сформировать и как он будет работать. В своем выступлении премьер также заметил, что предпринимательство также «дает разные сигналы, оно неоднородно», и иногда откровенно лоббируются интересы отдельных групп и предприятий, поэтому трудно составить целостную картину предложений и требований предпринимателей, которые они могли бы выдвинуть перед правительством. «Поэтому очень важно обсудить, как в нынешних условиях постараться активно встроиться в эту новую систему власти, структуры правительства, чтобы активно донести наше мнение по поводу налоговой, административной реформы, и связанных с ней барьеров для предпринимательской деятельности», - считает А. Иоффе. По мнению Е. Егорова, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы, говоря о стратегии действий предпринимательского сообщества, необходимо понимать, что развитие характеризуется определенным уровнем, на котором находится то или иное общество, и когда есть какая-то база, то уже она требует определенных методов и способов действий для продвижения вперед. По его мнению, чтобы поднять экономику страны на новый уровень, надо, прежде всего, развивать машиностроительный комплекс, которому могли бы оказать содействие малые инновационные предприятия. Кроме того, считает Е. Егоров, нужно оказывать содействие предприятиям, в том числе малого бизнеса, в продвижении их продукции на зарубежные рынки, лоббируя их интересы как в странах дальнего, так и ближнего зарубежья. И, наконец, по мнению руководителя ДПРМП, если не будем увеличивать количество малых предприятий, которые будут давать возможность заработать большому количеству людей, в стране не будет поднят уровень жизни. Со стороны правительства РФ, считает он, должно быть уделено особое внимание фирмам, производящим продукцию и услуги. И здесь серьезная проблема – то, что не работает антимонопольное законодательство, которое не содействует развитию малого бизнеса в таких отраслях, как, например, фармация, производство медицинской техники и др. Андрей Морозов, председатель Московского регионального отделения «Деловой России» считает, что в настоящее время «власти хотят – слушают бизнес, хотят – не слушают». Стратегическая задача бизнеса, по его словам, - «и нет другого выхода, как иметь политический продукт, который отстаивал бы интересы предпринимателей», а сейчас на политическом поле нет политической партии, которая бы отстаивала бы интересы бизнеса. «Без создания политического продукта в виде политического объединения, власть как не слушала предпринимателей, так и не бут слышать», - заключил А. Морозов. Более того, по его мнению, власти выгодно не слушать предпринимателей. Иван Грачев, лидер партии «Развитие предпринимательства», считает, что реальную пользу предпринимателям могут оказать только действия реальных политиков в органах законодательной власти. Все остальные формы, отметил он, в том числе, например, через «ОПОРу РОССИИ», могут довести предложения предпринимателей «только до стадии формулировок, а гарантированно провести в жизнь не смогут». Массовое поражение правых партий на выборах, сказал И.Грачев, создает хорошие шансы построить «что-то прямо связанное с предпринимательским сообществом, так занять правый фланг и сформировать политическую машину, чтобы она была прямо связана с частным бизнесом и отражала интересы предпринимателей, и сегодня это возможно». В четверг, по словам И. Грачева, в Москве была сформирована политическая коалиция, которая затем превратится в избирательный блок - партий «Развитие предпринимательства», Яблоко, СПС, и с высокой вероятностью она будет успех в Москве, и в стране – на следующих выборах, считает И. Грачев. Все руководящие структуры этого блока включают представителей предпринимательского сообщества, оно «будет делегировать туда своих представителей». «Без политического обеспечения, которое прямо работает на предпринимателей, никакого гарантированных успехов не будет», - сказал И. Грачев. Выступая на круглом столе, председатель совета директоров Московской лизинговой компании Владимир Штерн отметил, что, по его мнению, объединение внутри предпринимательского сообщества невозможно, поскольку «предприниматели разобщены по сути». И практика последнего времени показала, считает В. Штерн , что «ОПОРА РОССИИ», например, стала формулировать не мнение предпринимательских кругов, а точку зрения своих лидеров. Во-вторых, по его словам, любая политическая партия, которая выходит на арену, говорит, что выражает интересы предпринимателей, когда же начинается рассмотрение конкретных законопроектов в Думе, начинается «торговля», и все о защите интересов малого бизнеса забывают. Но, как сказал В. Штерн, более важным направлением является «реконструкция судебной системы», и если эта система будет нормальной, предприниматель сможет себя защитить. Согласившись с важностью реформирования судебной системы, Елена Емельянова, президент Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров», выразила мысль, что все-таки стратегической линией должен стать поиск форм и методов работы с исполнительной властью. На Западе, по ее словам, также нет политической партии, которая выражала бы интересы предпринимателей, но там исполнительной властью и создаются структуры поддержки малого бизнеса, и выделяются средства на эту поддержку. Более того, по мнению Е. Емельяновой, надо попробовать формализовать отношения с исполнительной властью. Как, например, в Англии, где все законы, касающиеся предпринимательства, передаются в специальную комиссию с участием предпринимателей, и если она накладывает «вето», то закон не принимается. А. Виленский, руководитель Центра «Формирование предпринимательской среды» ГУ ВШЭ считает, что «не стоит малому бизнесу глубоко лезть в политику», и в истории не было никогда политической партии малого бизнеса. По его словам, в мире предпринимательское сообщество имеет действующих представителей в политических партиях, которые выражают его интересы, и используют в полной мере политический и экономический лоббизм. В настоящее время в России институционально система сложилась, и менять ее сложно, поэтому сейчас – «время небольших дел», считает А. Виленский. Как, например, работает Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, который «бьет в одну точку» при решении конкретных проблем предпринимателей, и это на сегодня – максимально, что можно сделать. Завершая обсуждение на круглом столе, А. Иоффе сказал, что политическая деятельность является не единственным способом защиты интересов малого бизнеса, и «малый бизнес совсем не хочет лезть в политику - ему нужно, чтобы решались его конкретные, земные вопросы». Вместе с тем, без решения политических вопросов, по его словам, сделать ничего невозможно. Предпринимательское сообщество, по его словам, «не должно ослаблять инициативы по диалогу с властью и в тех пределах, которые сегодня предоставляет ситуация, пусть они будут и небольшого масштаба». «Действия по спасению хотя бы одного предприятия – большее значимо нежели, например, перспектива влияния на решения ГД в 2008г., и все, кто лоббирует интересы предпринимателей, заслуживают всесторонней поддержки. А предпринимательским объединениям тоже нужно объединяться между собой и делать более серьезные площадки для объединения усилий», - заключил А. Иоффе. ИА "Альянс Медиа" |