06.06.2010 При увеличении налогов на недвижимость необходимо снижать другие налоги Сегодня поступления от земельных и имущественных платежей (т.е. имущественные налоги плюс арендная плата и некоторые другие поступления) в сумме составляют около 1 трлн рублей. Примерно половину дают имущественные налоги. Налог на недвижимость призван заместить земельный и имущественный налоги, то есть при его введении сборы могут составить сопоставимые показатели - около 500 млрд рублей ежегодно. Однако анализ, отмечает председатель Общественного совета Росреестра, глава комитета ТПП РФ по оценке и экономике недвижимости Олег Скуфинский, показывает также, что существуют значительные налоговые резервы. Например, пока в кадастре содержатся сведения далеко не обо всех объектах недвижимости, в том числе незавершенных. При этом необходимо учесть следующее: нельзя необоснованно увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и граждан, в текущих экономических условиях это тем более неразумно. По крайней мере, такие решения должны быть сбалансированы: например, при увеличении налогов на недвижимость необходимо снижать другие налоги. - Какие вопросы экономики недвижимости сегодня самые острые? - Это кадастровая оценка, земельные платежи, перспективы и условия введения налога на недвижимость в России. Вопросы касаются буквально всех, и всех беспокоят. Мы силами комитета ТПП РФ подготовили аналитические материалы, сформировали предложения к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», определили концептуальные предложения по условиям введения налога на недвижимость. Замечу в связи с этим, что многие наши предложения «работают», находят отражение в законопроектах, распорядительных документах министерств и ведомств. - Например? - В 10 регионах страны мы выявили факты завышения органами власти кадастровой стоимости земли и добились устранения нарушений. Мы предлагаем отнести оценочную деятельность, в том числе кадастровую оценку, к экспертной деятельности, потому что это позволит поднять уровень квалификационной составляющей при проведении конкурсов и, в конечном итоге, повысить качество оценочных работ. Если говорить о налоге на недвижимость, то, по нашему мнению, нужно устанавливать налоговую базу с дисконтом - это позволит нивелировать возможные ошибки. Мы считаем, что надо увязать налоговые платежи с их целевым расходованием, прежде всего, на развитие инженерной и социальной инфраструктуры муниципальных образований. Нужно также применять налоговый вычет в виде норматива площади на одного проживающего вместо того, чтобы устанавливать фиксированный норматив для всей страны. Комитет предложил также законодательно повысить ответственность участников оценочной деятельности: из-за их вольных или невольных ошибок не должны страдать другие. В субъекты Федерации мы направили рекомендации по методологии проведения анализа результатов кадастровой оценки, цель которых - установить экономически обоснованные земельные платежи, учитывать материальные возможности налогоплательщиков…И так далее. - Что в ближайших планах Общественного совета Росреестра? - Есть критические замечания о деятельности Росреестра, есть обращения граждан и организаций, связанные с работой его территориальных органов. Поэтому наша первоочередная задача - систематизация проблем и их обсуждение на площадке Совета. Вторая задача - создание системы общественного контроля и мониторинга качества государственных услуг, предоставляемых Росреестром. Важным документом, определяющим работу Росреестра, является Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденная приказом Минэкономразвития РФ. Если положения концепции будут выполняться в сроки и с надлежащим качеством, то в российском обществе проблем станет гораздо меньше. - Об этом, если можно, подробнее. - Остановлюсь на наиболее важных моментах. Во-первых, в концепции названы принципы, которые должны быть реализованы при создании системы: открытость, доступность и минимизация сроков предоставления государственных услуг, снижение издержек участников оборота недвижимости, комфортность обслуживания потребителей и недискриминационный доступ к информационным ресурсам. Надо организовать контроль их соблюдения, отслеживать динамику, чтобы не получилось, «как всегда». Во-вторых, концепция предусматривает использование принципа «одного окна». Логично использовать для приема заявлений граждан создаваемые в регионах многофункциональные центры. Это весьма непростая логистическая и системная задача. В-третьих, предусмотрено широкое внедрение электронных и экстерриториальных способов подачи заявлений, увеличения информационных услуг. Планируется внедрение современных средств управления очередью и контроля действий сотрудников территориальных органов, например, видеокамер. Этот пакет мер очень важен для борьбы с коррупцией и может принести быстрый эффект. В этом направлении сегодня уже многое делается Росреестром. В-четвертых, системные потребители регистрационно-кадастровых действий, то есть нотариусы, кадастровые инженеры, финансовые институты и др. отнесены концепцией в отдельную группу. Неразумно смешивать в одной очереди заявителей-граждан и профессиональных, то есть постоянных, участников рынка недвижимости. Следовательно, им надо предложить иные условия взаимодействия. В-пятых, концепция предусматривают оплату за предоставление ряда сведений из кадастра недвижимости. Здесь очень важно внимательно посмотреть на состав предоставляемых сведений, определить, что должно быть платным, а что – нет. Надо также установить экономически обоснованный размер платы в зависимости от категории заявителей. Следует задуматься и о создании механизма борьбы с «серыми» платежами - их можно легализовать. Хочет посетитель сократить общепринятые сроки регистрации прав и кадастрового учета – пусть платит по установленному государственному тарифу, а не в карман чиновнику. В этом случае достигаются две цели: исключается коррупция и пополняется бюджет. Наконец, концепция предусматривает создание системы обучения и профессиональной подготовки кадров. На мой взгляд, это одна из самых важных задач. На фоне высокой динамики нормативно-правого регулирования отрасли и внедрения новых технологий, уровень квалификации и сотрудников территориальных органов Росреестра и потребителей системы уже, так сказать, морально устарел. - На бумаге гладко. А на деле? - Ряд положений концепции реализован. Принят так называемый «закон о мостиках» - Федеральный закон № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ на переходный период, то есть до принятия единого закона, увязал системы регистрации прав и кадастрового учета. Существенно оптимизирован процесс регистрации прав и постановки объектов недвижимости на кадастровый учет. Росреестром принят также целый ряд распорядительных документов, в том числе, что очень важно, антикоррупционного характера. В некоторых субъектах Федерации уже начали устанавливать инфоматы и видеокамеры, применять электронные формы управления очередью. Те, у кого есть доступ в Интернет, могут в режиме on-line наблюдать ситуацию в офисах Росреестра, правда, пока не во всех. Недавно введен в промышленную эксплуатацию портал государственных услуг, предоставляемых Росреестром. Причем все это сделано всего за один год. И потом, не надо забывать о масштабе проводимой Росреестром реорганизации. Такие высокоразвитые страны, как Швеция и Финляндия, реформировали аналогичные системы десятилетиями. Поэтому, на мой взгляд, многие принципиальные решения надо «обкатывать» сначала в пилотных регионах. Да и вековая мудрость нас предупреждает: поспешай не спеша. - И где же не надо торопиться? - Например, вызывает серьезное опасение намеченный срок, 1 января 2011 года, начиная с которого подготовку документов на регистрацию прав и на кадастровый учет должны осуществлять исключительно кадастровые инженеры. Осталось, по сути, полгода на создание комиссий в каждом субъекте Федерации, на техническую подготовку и сдачу квалификационного экзамена, организуемого по аналогии с экзаменом на водительское удостоверение. Не уверен, что на все это хватит времени. - А как обстоят дела с реформированием имущественных налогов и планами по введению налога на недвижимость? - В концепции предусмотрен переход от расчета инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства к их кадастровой стоимости. Но пока не решены системные вопросы, касающиеся формирования законодательной и методической базы. По моей информации, количество объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет и увязанных с земельными участками, на сегодняшний день просто ничтожно. Получение полных и достоверных сведений об объектах недвижимости – эта задача стала сегодня крайне острой, причем также в связи с планами ввести налог на недвижимость. Но, на мой взгляд, сегодня же очевидной стала и рассогласованность планов по формированию кадастра недвижимости и планов по введению налога на недвижимость в России. Нужны продуманные меры, чтобы исправлять ситуацию, причем затягивать это дело нельзя. Цивилизованный рынок недвижимости, эффективность защиты прав собственности на недвижимое имущество и характеристики его оборота имеют огромное репутационное значение в мире, подчеркнул Олег Скуфинский: «Эти показатели - предмет постоянного международного мониторинга, а результаты его используются при оценке уровня социально-экономического развития России в международных рейтингах. Иными словами, деятельность Росреестра оказывает прямое влияние на инвестиционный рейтинг России и, естественно, на приток или отток инвестиций. Недвижимость - это огромный несырьевой ресурс для развития экономики и ее модернизации». ИА "Альянс Медиа" |