16.05.2003  С. Миронов: вероятность принятия Госдумой в весеннюю сессию закона о передаче налогов от малого бизнеса в местные бюджеты высока

   В четверг в Совете Федерации прошло заседание Совета по малому предпринимательству по председателе СФ, посвященное обсуждению «Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства» и «Концепции активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства».
   В своем вступительном слове председатель Совета, спикер Верхней палаты парламента Сергей Миронов сказал, что при подготовке Концепции была проведена большая работа. Был внимательно изучен положительный опыт многих регионов, прежде всего опыт правительства Москвы и других организаций столицы по налаживанию такой работы. Члены Совета приняли участие в конференции по малому предпринимательству в Санкт-Петербурге, был также внимательно изучен опыт Челябинской области, значительный по объему материал к разрабатываемой концепции был получен из Торгово-промышленной палаты Татарстана. Был учтен опыт и других регионов России. Первичное обсуждение Концепции было проведено на заседании секции «Совершенствование механизмов законотворческой деятельности региональных органов власти Российской Федерации в области малого и среднего предпринимательства», состоявшейся в ходе IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Взаимодействие малого и крупного бизнеса» в конце апреля с.г.
   Выступившие на заседании члены Совета в основном одобрили предлагаемые Концепции, высказав лишь отдельные замечания и дополнения.
   В частности, Андрей Цыганов, заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства заметил, что в плане всех нормативных документов по малому предпринимательству его прежде всего беспокоит то, что применительно к разным аспектам государственного регулирования применяются разные определения субъектов малого бизнеса. В базовом законе, например, это пороговые значения по численности занятых, в налогом законодательстве применяется численность занятых, но в отличие от основного закона это 10 чел. либо применяются пороговые значения по объему валовой выручки. Такие расхождения в различных составляющих правового поля, в котором действуют малые предприятия, по мнению А. Цыганова, нужно устранить. Что касается региональной составляющей поддержки малого бизнеса, то здесь, считает А. Цыганов, уровень поддержки и практическая работа по этой поддержке зависят от энтузиазма и личных качеств руководителей региональных или местных органов власти. Практика взаимодействия МАП с регионами показала, что далеко не везде руководители региональных органов власти рассматривают поддержку предпринимательства как свою прямую непосредственную обязанность. Поэтому, считает А. Цыганов, в законе о господдержке малого предпринимательства вместо записи о том, что «органы власти субъектов РФ и местного самоуправления могут принимать меры, направленные на поддержку малого предпринимательства, надо записать, что они должны оказывать поддержку малому бизнесу». Т.о. забота о состоянии предпринимательского климата в регионе, о том, чтобы количество МП и их вклад в региональную экономику увеличивались, станет не правом, а обязанностью каждого чиновника.
   Председатель правления Московской торгово-промышленной палаты Юрий Котов обратил внимание присутствовавших на вытеснение малого бизнеса из отдельных рыночных ниш, например, розничной торговли. Сейчас получили широкое распространение крупные торговые сети, причем, например, в Москве, они, в отличие от других столиц мира, появляются в центре города. Их появление приводит к вытеснению мелкорозничной торговой сети, также наблюдается ущемление прав малых предприятий – поставщиков продукции для этих сетей. Поэтому, считает Ю. Котов, есть необходимость законодательного закрепления, возможно, на региональном и муниципальном уровне установления определенных прав и преимуществ для малого бизнеса. Кроме того, считает Ю. Котов, назрела насущная необходимость передачи некоторых государственных функций общественным объединениям предпринимателей, но под контролем государства.
   Депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по собственности Иван Грачев, выступая на заседании, высказал мнение, что в разделе Концепции по доступу МП к финансовым ресурсам необходимы прямые указания Центробанку на изменение его нормативной базы в плане взаимоотношений банков с малыми предприятиями.
   Кроме того, И. Грачев считает, что внесенные в Госдуму Торгово-промышленной палатой РФ поправки в НК, касающиеся передачи налогов в местные бюджеты и добровольности перехода малыми предприятиями на разные системы налогообложения, надо было вносить единым пакетом. В результате Госдума может принять закон о передаче налогов регионам и не принять добровольность перехода на систему налогообложения, а «власти 90% регионов могут налоговую нагрузку на малый бизнес в результате повысить, компенсируя другие убытки региональных бюджетов за счет малого бизнеса».
   В эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» Председатель Совета Федерации Сергей Миронов на вопрос, какова вероятность прохождения вышеуказанных поправок в НК, предложенных ТПП РФ, в весеннюю сессию Госдумы, ответил:
   «Прежде всего, я лично передал этот закон Президенту Владимиру Путину. Он дал поручение, там есть заинтересованность, и это является свидетельством того, что закон имеет хорошие перспективы. Закон грамотно составленный, тема более чем актуальна, есть все основания полагать, что больших проблем при его прохождении в Госдуме не будет, потому что работали над законом те, для кого этот закон пишется. Это как раз тот случай, когда не сам законодатель придумывает какие-то формулы, которые потом являются нежизнеспособными, а наоборот».
   ИА "Альянс Медиа"