04.03.2008 Нижегородская область: для малого бизнеса в торговле наступают непростые времена Торговля по-прежнему остается одним из самых динамично развивающихся сегментов российского рынка. Какие процессы происходят в розничной торговле, каковы перспективы ее развития — на эти и другие вопросы попытались ответить участники сессии RRC (Retail & Restaurant Conferences) “Инвестиционная привлекательность розничных компаний и эффективные стратегии привлечения капитала”, собравшиеся в конференц-зале отеля “Александровский Сад” в Нижнем Новгороде. Организаторами сессии выступили Национальная торговая ассоциация и Торгово-промышленная палата РФ. Деятельность RRC направлена на развитие региональных рынков розничной торговли и общественного питания, оптимизацию внутренних бизнес-процессов, способствование увеличению капитализации малых и средних сетей. Об основных тенденциях развития рынка товаров повседневного спроса рассказал руководитель подразделения по работе с розничными сетями компании “Nielsen Россия” (Москва) Денис Широков. Во всем мире, количество магазинов продолжает расти. В Европе за последние 10 лет прирост магазинов большого формата достиг 34—35 процентов. Там на традиционную торговлю приходится лишь 4 процента оборота, все остальное закрывается магазинами большого формата. При этом растет доля дискаунтеров. В России количество магазинов также стремительно возрастает. Этому способствуют стабильный рост ВВП и относительная неразвитость торговой инфраструктуры в большинстве регионов. Прирост магазинов современного формата в 20—30 процентов в год это, по мнению Широкова, совершенно нормальная практика сегодняшнего дня. Вместе с тем в России насчитывается всего 4 тыс. супермаркетов. Даже в Москве только 50 процентов оборота приходится на розничную торговлю современных форматов. “В России мы насчитали около 2 тыс. розничных сетей. Это немного. К тому же активно идет процесс поглощения мелких сетей крупными. Года через три их останется значительно меньше”, — отметил Широков. Для специалистов и практиков значительный интерес представляют возможности малых населенных пунктов. По мнению руководителя центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадима Носова, пока в населенных пунктах от 500 до 5 тыс. жителей сетевой торговли вообще не существует. Дмитрий Потапенко, управляющий партнер компании “Management Development Group Inc.”, владелец нескольких торговых розничных сетей на юге страны и в Сибири, заметил по данному поводу: “Практически все магазины, которые расположены в поселках до 1,5 тыс. жителей, наиболее доходны. Магазин площадью 200 кв. метров по местным меркам, безусловно, гипермаркет. Он закрывает практически весь рынок. Но тут надо четко определять ценовую нишу. Охватывать этот сегмент сложно, поскольку есть проблемы с логистикой. Кроме того, сдерживающим фактором роста розничной торговли как в крупных городах, так и в маленьких является отсутствие торговых площадей. Старые уже прихватили, а нового строительства нет. Строители не спешат возводить торговые площади на первых этажах жилых зданий, опасаясь протестов жильцов. Да и аренда таких помещений очень дорогая.” С ним соглашается генеральный директор компании “ВКТ” (розничная сеть “Райцентр”) Алексей Зудин: “Семь лет назад покупали магазин в Нижнем Новгороде за 250000 долларов и сдавали его в аренду по 8000 долларов в месяц. Окупаемость — 3 года. Сейчас такой же магазин покупаешь за 2 млн долларов, а сдаешь его максимум по 20 тыс. долларов. Окупаемость 9—10 лет. Поэтому никому не интересно сдавать в аренду, интересно просто продать. В силу этого обстоятельства объектов под торговлю становится мало. Рынок недвижимости в стране не развит.” Кстати заметить, что Союз магазинов Нижегородской области в прошлом году опубликовал прогноз развития торговли в регионе. Согласно исследованию, за последние 4 года торговля Нижнего Новгорода удвоилась. Сейчас здесь работают магазины общей площадью около 800 000 кв. метров. По оценкам союза, для городов-миллионников в России это тот рубеж, когда закачивается экстенсивное развитие и на рынке начинается реальная конкуренция - соревнование в сервисе, маркетинге, борьба за сокращение издержек и оптимальную логистику. Но рост торговых площадей продолжится как минимум до европейского уровня — 1 кв. м на 1 человека, или до 1 300 000 кв. метров. По времени этот рост будет продолжаться до конца 2010 года. В городах области к 2010 году торговые площади также как минимум удвоятся. В среднем типовой торговый центр для малых городов будет иметь площадь около 6000 кв. метров. Однако для малого бизнеса в торговле наступают непростые времена. Даже мелкие магазины постепенно станут частью торговых сетей. По оценке Союза магазинов области, в 2010 году до 50 процентов оборота торговли будет формироваться федеральными торговыми сетями, 30 процентов — магазинами местных торговых сетей, работающими под собственной маркой, или франчайзинговыми магазинами. Наконец, на долю действительно независимого малого бизнеса останется лишь в 20 процентов рынка. В районах области это соотношение может быть как 25—50—25 процентов. Сейчас среди наиболее крупных местных сетей можно назвать “Райцентр”, ТД “Народный”, “XXI век”, “Саюс”, “Андреевский”, сетевой тандем “Мясновъ” и “Отдохни”. Однако за последние три года их заметно потеснили федеральные сети. У крупного сетевого бизнеса нет проблем с инвестициями, поэтому выйти на рынок им достаточно легко. А как быть остальным? Раньше предприниматели изыскивали собственные средства, потом настало время кредитов. Но в последнее время процентные ставки поползли вверх. Управляющий директор инвестиционно-банковского департамента ИГ “Антанта Пиоглобал” (Москва) Сергей Петров рассказал об инструментах финансирования роста розничной сети. Речь, в частности, шла о долевом (акционерном) источнике финансирования. Однако привлечение денежных средств стороннего инвестора в капитал компании имеет смысл только в случае наличия агрессивной стратегии роста, когда стоит задача сохранить свою долю на рынке или увеличить ее. По мнению специалиста по корпоративному финансированию ОАО “Газпромбанк” Юлии Липской, вариантов для финансирования торговой компании достаточно много — долевое финансирование, продажа компании, объединение компаний. “Инвесторы не инвестируют в любую компанию, есть ряд критериев, которым она должна соответствовать, чтобы привлечь инвестора. Это должна быть более-менее понятная юридическая структура, “прозрачная”, — заметила Юлия Липская. По утверждению Алексея Зудина, сейчас по России более 100 сетей выставлены на продажу, но покупать их никто не спешит. Говоря о возможностях рынка долгового капитала для розничной торговли гендиректор компании “ВКТ” сказал: “Надо понимать, что долговой капитал — это инструмент повышения собственного капитала. Нормально, когда соотношение собственного и заемного капитала 70 на 30. В России, как правило, эта пропорция иная — 20 на 80. Для этого есть объективные исторические причины — последние 15 лет рынок торговли рос очень бурно. Были годы, когда рост составлял 200—300 процентов в год. Сейчас наблюдается тенденция к снижению. Соответственно, и кредитные ресурсы не столь привлекательны. На определенном периоде своего развития мы рассматривали возможность размещения облигационного займа, но получалось так, что стоимость платы по купонам выше банковского кредита. В последнее время ситуация в банковском секторе изменилась — на два процента в среднем все банки подняли процентную ставку по кредитам. Крупные сети растут за счет поглощения мелких, а такие, как наши, — за счет открытия новых магазинов. Но аренда становится неподъемной. А покупка площадей опять же требует привлечения денежных средств. Можно привлекать деньги на внебанковском рынке, но там деньги дороже, к тому же надо понимать, что это первый шаг к продаже бизнеса или к потере контроля над ним. Возникает вопрос — что делать региональным розничным сетям?” На этот вопрос попытался ответить представитель “Газпромбанка”. Этот финансовый институт столкнулся с практикой, когда предприниматели берут “короткие” деньги на пополнение оборотных средств, а на практике строят помещения и постоянно перекредитовываются. Поэтому банк вместо оборотных средств стал предлагать торговым сетям деньги на инвестиционные цели на 5 лет. Впрочем, возможны и другие варианты развития розничной сети. В ходе дискуссии предприниматели признавались, что повышение процентных ставок по кредитам компенсировали незначительным повышением цен на реализуемые товары или делали ставку на расширение розницы за счет охвата сельской местности, где требуются меньшие вложения. Некоторые даже создают холдинги, строительные мощности которых обеспечивают создание торговой недвижимости. Общего рецепта — как развиваться в условиях снижения доходности торгового бизнеса, жесткой конкуренции, подорожания банковских кредитов и роста общей инфляции - в стране нет и быть не может. Каждый идет своим путем, исходя из стратегических целей, собственных возможностей и многих других факторов. Одно ясно: на всех кредитных ресурсов не хватит, и вряд ли они будут дешеветь. В целом торговый рынок привлекателен, а вот привлекательных торговых сетей не так уж много. ИА "Альянс Медиа" по материалам Агентство Бизнес Мониторинга |