05.07.2005 Законопроект по изменению налогообложения малого бизнеса - «очередное символическое признание в любви» В понедельник, 4 июля, в Государственной думе РФ состоялся круглый стол на тему «Проблемы налогообложения малого бизнеса и проект федерального закона «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 ч.II Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Открывая заседание, председатель Комитета по бюджету СФ РФ Евгений Бушмин отметил, что в настоящее время обсуждение данного законопроекта продолжается, окончательного варианта еще нет. Одним из спорных моментов документа, по его словам, является увеличение размера базовой доходности, который позволяет субъектам предпринимательства переходить на упрощенную систему налогообложения. Эта сумма должна быть значительно увеличена, по крайней мере до 30-40 млн рублей, полагает Е.Бушмин. При этом, подчеркнул он, перевод предприятий на упрощенную систему налогообложения не имеет никакого отношения к борьбе с незаконной выплатой зарплаты. «Борьба с выплатой зарплаты «в конвертах» - это громкое политическое заявление, но технически это совершенно не реализуемо», - подчеркнул председатель комитета. Он считает, что основная задача законопроекте связана не с выводом предприятий «из тени», а со стремлением облегчить жизнь тем добросовестным налогоплательщикам, которые работают по упрощенной системе или собираются на нее перейти. По его мнению, если невозможно увеличивать размер базовой доходности, при котором предприятие будет иметь право перейти на упрощенку, то можно перевести на эту систему предприятия, экспортирующие интеллектуальный продукт. Кроме того, считает председатель комитета, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ в главу «Налог на прибыль», которые позволили бы относить на затраты «все, что действительно используется при производстве продукции» малых предприятий. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Михаил Моторин, выступая в ходе круглого стола, отметил, что рассматриваемый законопроект не решает всех проблем сферы налогообложения предприятий, он связан с урегулированием технических вопросов, проблем правоприменительной практики для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения или выплачивающих ЕНВД. М.Моторин перечислил основные проблемы, которые отражены в законопроекте. Прежде всего, в документе прописано, какие именно предприятия имеют право работать на основании упрощенной системы налогообложения. Так, законопроектом увеличивается объем доходов предприятий, позволяющий работать по упрощенной системе, с 15 до 20 млн рублей. Кроме того, есть предложение обеспечить автоматическую индексацию этой суммы на величину инфляции. По словам М.Моторина, поступает много предложений по увеличению самого критерия перехода на упрощенную систему, в том числе и до 60 млн рублей. Такие предложения, по его мнению, связаны с использованием европейских критериев отнесения предприятий к малым. Однако, подчеркнул руководитель департамента, 99,8% всех предприятий ЕС можно отнести по европейским критериям к малым и средним, но это не значит, что все они могут претендовать на какие-либо льготы. По словам М.Моторина, упрощенная система налогообложения – "льготная система, позволяющая сокращать налоги в 2-3 раза", в связи с этим необходимо четко определить критерии предприятий, которые имеют право переходить на эту систему. Он считает, что упрощенная система налогообложения играет значительную роль в развитии малого предпринимательства, позволяя увеличивать количество малых предприятий, объем выпуска их продукции, долю вклада малых предприятий в ВВП. Однако, по его мнению, есть часть предприятий, которые используют эту систему налогообложения исключительно для минимизации налогов, в связи с чем и появляется необходимость ужесточения критериев перехода на этот режим налогообложения. Также, отметил он, законопроектом предлагается ввести дополнительные ограничения по переходу на упрощенку организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся участниками договоров простого товарищества, доверительного управления, иностранных организаций, имеющих филиалы и представительства на территории РФ. «Мы ищем ниши, где крупный и средний бизнес находит лазейки для перехода на упрощенную систему», - пояснил руководитель департамента. Кроме того, сообщил он, законопроектом расширяется и уточняется перечень расходов, которые можно относить на уменьшение налогооблагаемой базы по упрощенной системе налогообложения. В частности, это расходы, связанные с изготовлением основных средств, расходы по хранению, транспортировке товаров, выплата компенсаций, расходы на обязательную сертификацию и проч. «При этом мы не считаем возможным бесконечно расширять перечень расходов, тем более таких, которые не характерны для малого бизнеса», - подчеркнул М.Моторин. По его словам, данный законопроект вносит изменения и в систему выплаты ЕНВД. Так, из закона исключается коэффициент К1 (кадастровой оценки земли), так как его сложно применять, а кроме того, он не всегда точно отражает особенности ведения предпринимательской деятельности. Все его особенности переносятся на коэффициент К2, который можно будет дифференцировать от 1 до 0,05. Таким образом, в этом коэффициенте можно будет полностью учесть все параметры ведения предпринимательской деятельности, которые оказывают влияние на доходность, пояснил М.Моторин. Председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Юрий Васильев считает, что «роль малого бизнеса в российской экономике огромна». Он привел статистические данные, по которым наибольшее количество малых предприятий действует в Москве (более 200 тыс.), в Санкт-Петербурге их работает более 90 тыс., в Московской области - 40 тыс., в Самарской – 30 тыс., Краснодарском крае - 30 тыс., Новосибирской – 27 тыс., Свердловской – 25 тыс. Предприятия малого бизнеса работают в сферах, наиболее важных для населения: торговли, общественного питания, бытового обслуживания, транспорта, строительства. Такие предприятия создают рабочие места и являются источником доходов региональных бюджетов, подчеркнул Ю.Васильев. По его словам, в 2004 году малыми предприятиями было произведено работ и услуг по всем видам деятельности на сумму около 2 трлн рублей, что составляет 10% ВВП страны. Ю.Васильев считает, что ключевым моментом развития малого бизнеса является дальнейшее совершенствование системы налогообложения этих предприятий. Третий год в России действуют упрощенная система налогообложения и ЕНВД, сейчас пришло время корректировки ряда положений этих специальных режимов налогообложения, уверен он. С этим и связан законопроект. Он уже рассмотрен Госдумой в первом чтении, второе планируется на среду, 6 июля, третье – на пятницу, 8 июля, сообщил Ю.Васильев. Выступивший в ходе круглого стола вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков отметил положительные моменты в реформе системы налогообложения малого бизнеса, которая идет последнее время. Так, многопрофильным предприятиям была предоставлена возможность применять упрощенную систему налогообложения наряду с ЕНВД. Была увеличена предельная площадь торгового зала для перехода на ЕНВД. Однако в данной сфере есть и проблемы, считает он. Так, один из федеральных законов, вносящих изменения в НК РФ, увеличивает размер базовой доходности по ЕНВД. «Однако даже та базовая доходность, которая существовала, была чрезмерной, закон же увеличил ее еще в 1,5 раза», - сообщил В.Исаков. Говоря о рассматриваемом в ходе круглого стола законопроекте, вице-президент ТПП РФ заявил, что это «очередное символическое признание в любви малому бизнесу». Те 20 млн руб. базовой доходности, которые прописаны в нем, ниже даже инфляционного увеличения, которое произошло за время действия закона, уверен В.Исаков. По его мнению, размер базовой доходности необходимо увеличить до 50 млн руб. либо дифференцированно подойти к малому бизнесу в разных отраслях. Среди основных проблем деятельности малых предприятий он назвал обязательное применение кассовых аппаратов компаниями, выплачивающими ЕНВД. По данным МЭРТ РФ, в 2004 году совокупные затраты малого предпринимательства на приобретение ККМ оцениваются в 40 млрд рублей, при этом налогов получено всего 25,6 млрд рублей. «Это слишком дорогая расческа, чтобы вычесывать такую сумму», - уверен В.Исаков. Кроме того, он считает, что необходимо прописать в законе добровольный порядок перехода налогоплательщиков на ЕНВД, а также возродить прежнюю патентную систему. По словам В.Исакова, важным является вопрос стабильности налогового законодательства. По его словам, НК РФ за время его существования был изменен порядка 80 раз, причем около 30 редакций не действовало ни одного дня. «Решение год не менять Налоговый кодекс будет встречено громом аплодисментов», - уверен он. ИА "Альянс Медиа" |