10.12.2009  Туроператоры распродали почти все путёвки на новогодние праздники

   Перспективы новогоднего и посленовогоднего туризма стали темой пресс-конференции, состоявшейся 10 декабря в ИА «Росбалт».
   Вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин, сообщив, что спад постиг и выездной туризм (примерно на 20-30%), и въездной (примерно на 15%), и внутренний, убеждён, что катастрофы на туристическом рынке всё же не произошло.
   «Самая главная беда отрасли – падение потребительского спроса. Правда, он сегодня несколько вырос по сравнению с октябрём и ноябрём», - оценил Ю.Барзыкин сегодняшнюю обстановку.
   В перспективе, к весне 2010-го года, по разным оценкам, от 10 до 20% туроператоров покинут рынок.
   «Многие уже сегодня реструктуризировали бизнес, ушли в другие сегменты рынка», - уточнил Ю.Барзыкин.
   Он отметил, что произошло падение железнодорожных и авиаперевозок (примерно на 10-15%) в связи с тем, что граждане стали меньше путешествовать, экономить на том, что не является насущным. Однако 10 дней новогодних праздников являются прямым стимулом к туристическим поездкам как внутри страны, так и за ее пределы. По разным данным, путёвки на отдельные направления на новогодние праздники уже сегодня практически полностью распроданы.
   «В отрасли произошла определенная оптимизация. В частности, выросли Интернет-продажи путёвок, спрос смещается в сторону более дешёвых турпродуктов: те граждане, что раньше стремились к «четырём звёздам», довольствуются сегодня тремя. В то же время потребитель стал более грамотным и склонен к выбору компании с репутацией, «бренда», зарекомендовавшего себя на рынке с положительной стороны, что, конечно, припоминая сюжеты прошлого года, не является полной гарантией», - сообщил Ю.Барзыкин.
   Тем не менее, туркомпании сегодня чувствуют себя если не комфортно, то уверенно, хотя падение рубля и зависимость от нефтяных цен не добавляет им уверенности.
   «В ТПП поступили и были одобрены предложения Российского союза туриндустрии по дальнейшему развитию отрасли. В их число вошли в основном методические рекомендации, разработанные Северо-Западным отделением Союза, как то: оптимизация налоговой политики, реструктуризация, гибкое реагирование на потребительские настроения, внедрение электронного документооборота», - продолжил Ю.Барзыкин.
   По его словам, государство в отношении развития туризма пока не проявило должной меры ответственности: выделение 50 млн рублей на производство тематических роликов о туризме не может быть признано целевой политикой.
   «Федеральная целевая программа развития туризма в России может получить средства на развитие инфраструктуры лишь с 2011-го года. Мы планируем создать рабочую группу по доработке закона о туристской деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить смягчения въездного режима для паромов, коснувшегося прежде всего Санкт-Петербурга, Калининграда, Сочи, Новороссийска, Находки и некоторых других морских портов РФ», - заключил Ю.Барзыкин.
   Директор консалтинговой компании TMI Consultancy Хелен Ллойд, обозревая мировые тенденции в туризме, заметила, что хорошие результаты США и Израиля продиктованы отменой визового режима.
   «Тот же Китай, не пошедший на радикальные меры с визами, потерял 54% оборота в туристической отрасли, несколько лучше выглядят Южная Корея, Таиланд и Япония, однако результаты Турции почти неутешительны, особенно если сравнивать ее с Египтом. В Европе одна Германия добилась значимых результатов. За счет бесплатных виз выиграла также Болгария», - сообщила Х.Ллойд.
   По ее данным, особенно пострадал бизнес-туризм, средства на которые выделялись из корпоративных бюджетов, сильно ужавшихся за время кризиса. Заодно сильнее, чем индивидуальный, упал и туризм групповой, услугами которого пользовались представители нижнего среднего класса. В связи с вполне понятными финансовыми обстоятельствами сильнее, чем выездной из столицы страны, сократился выездной туризм из регионов России.
   «Основной тенденцией года в туризме можно счесть беспрецедентный рост Интернет-продаж турпродуктов», - заключила Х.Ллойд.
   Заместитель генерального директора АНО «Центр по защите прав граждан и туристических организаций «Турзащита» Александр Волчков подчеркнул, что спрос на турпродукты именно новогодние гораздо меньше спроса на турпродукты со второго января, что объяснимо тем, что люди традиционно хотят встречать Новый год с близкими.
   «За выездной туризм можно быть относительно спокойным, если иметь в виду выработку ответственного отношения туриста к страхованию, но перспективы внутреннего туризма пока довольно тревожны: плохой сервис, отсутствие нужной инфраструктуры не дают возможности туроператорам показать нашим гражданам удивительные места с незабываемыми достопримечательностями внутри страны. Что говорить о Байкале, когда одна дорога туда стоит дороже любой поездки за рубеж?», - задал А.Волчков риторический вопрос.
   Он отметил настоятельную необходимость сотрудничества с бывшими республиками Советского Союза в плане туризма, который во времена СССР был развит гораздо сильнее тогдашнего выездного.
   «Не только Средняя Азия, но и наши славянские братья – Украина и Беларусь – имеют в сфере туризма огромный потенциал для взаимного сотрудничества. Также нельзя не отметить потенциала сельского туризма, развитого, например, в США настолько, что именно сельский туризм составляет 37% общего туроборота страны. Именно сельский туризм мог бы иметь в России большие перспективы», - заключил А.Волчков.
   ИА "Альянс Медиа"