24.11.2006  Народные промыслы необходимо сохранить как отрасль промышленности

   Проблемы предприятий народных художественных промыслов (НХП) России в развивающейся рыночной экономике стали предметом обсуждения на состоявшемся 24 ноября первом заседании подкомитета по предпринимательству в сфере культуры ТПП РФ.
   В заседании приняли участие руководители предприятий НХП. Все они единодушно заявили, что отрасль находится на грани выживания. Главная проблема в том, что производимая продукция не может конкурировать на рынке с засильем дешевых западных и восточных поделок. Невозможность сбыта продукции, отсутствие господдержки в продвижении продукции на российский и зарубежные рынки – две главные причины кризисного состояния отрасли.
   Председатель подкомитета по предпринимательству в сфере культуры Александр Клевицкий напомнил, что моду диктует политика. По его мнению, для решения важной задачи сохранения культурного наследия можно использовать самые неожиданные PR-акции, например, обеспечить всех депутатов ГД косоворотками. Впрочем, сам А. Клевицкий признает, что подобные способы продвижения отечественной продукции не всегда обречены на удачу. Как, например, безуспешная попытка Б.Немцова пересадить чиновников на отечественные автомобили. Как признался представитель ТПП, подкомитет только начинает свою деятельность. Поэтому большая работа по анализу мирового опыта поддержки уникальных предприятий в перспективе. «Опираясь на мировой опыт мы будем отметая плохое и перенимая все хорошее, стремиться искать пути решения поддержки отрасли. Россия географически находится между Западом и Востоком. Поэтому на российском рынке много западных и восточных поделок, но, к сожалению, мало русских товаров. Эту проблему надо решать», - заключил А. Клевицкий.
   По мнению председателя правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадия Дрожжина, не стоит уповать в решении проблемы на зарубежный опыт.
   Он напомнил, что НХП в России - это отдельная отрасль промышленности, созданная при поддержке советского государства, и не имеет ничего общего с кустарными и ремесленными предприятиями на Западе. Между тем он не отрицает, что в настоящее время кризис отрасли заставляет мастеров становиться индивидуальными предпринимателями. По мнению Г. Дрожжина, это безусловно, негативная тенденция. «Надомник не может выполнить на коленке сложные производственные циклы, произвести высокохудожественное изделие. Так появляется китч или изделие с нарушениями технологии и требований к безопасности материалов. Мастер-надомник - это человек, работающий в тени и подрывающий экономику промыслов, который не платит налоги. По сути, это деградация отрасли», - заключил глава ассоциации.
   По его мнению, ключевым вопросом для НХП является развитие инфраструктуры сбыта продукции в Москве. Без решения этой задачи невозможно поднять отрасль, находящуюся на грани вымирания. «НХП нужно сохранить не только как материально-культурное наследие страны, как пласт национальной культуры, но и как отрасль промышленности», - убежден Г. Дрожжин. По его словам, если творческие коллективы отрасли удалось сохранить, то с экономической точки зрения предприятия находятся на грани вымирания. За последние четыре года в разы упало производство, снизилась численность работающих. При этом даже полное освобождение от налоговой нагрузки не спасет предприятия отрасли. «Сегодня торговля правит бал, и если не организовать инфраструктуру рынка промыслов в Москве, где реализуется более 50% всей продукции НХП России, отрасли грозит полное истребление», - заявил председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России».
   Начальник отдела стратегии экономических реформ ассоциации Валентина Фадеева считает, что к кризису отрасли привела административная реформа. В 2000 году были приняты эпохальные решения о разделении ответственности между региональными и федеральными органами власти. В результате только 18 предприятий НХП оставили в федеральном ведении. Остальные – переданы в ведение регионов. «Если учесть, что в ассоциацию входят 250 предприятий, а из общего числа регионов только 10% - доноры, можно судить, сколько промыслов осталось без поддержки», - пояснила В. Фадеева. Она отметила, что есть исключения - Москва и Ярославская область, где этим проблемам уделяется первостепенное внимание.
   Замгенерального директора ЗАО «Экспедиционно-складской и торговый комплекс «Народные художественные промыслы» Вера Шарова, рассказывая о трудностях продвижения товаров НХП, отметила, что у этих предприятий нет собственных средств для проведения маркетинга. Кроме того, 40% продаж в Москве приходится на торговые сети, и ни одно предприятие не может выдержать условия по сотрудничеству с сетевыми компаниями.
   В. Шарова убеждена, что в рыночных условиях господдержка предприятиям НХП необходима. «Роль государства в том, чтобы новое поколение, воспитанное на покемонах, приобщить к культурному наследию на уровне школ и детсадов. Государство должно популяризировать эту отрасль в СМИ. В России это отрасль, а на западе это ремесленничество, кустарное производство. Поэтому методы поддержки должны отличаться», - считает она.
   По мнению В. Шаровой, отрасль требует инвестиционных вложений. «Без обеспечения массовых продаж в ближайшее время НХП как отрасль уйдет в частный сектор, и это серьезная угроза, вопрос ближайших двух-трех лет максимум. Отрасль – это рабочие места, а во многих муниципалитетах это градообразующие предприятия. Поэтому вопрос сохранения НХП - это задача государственной важности», - заключила она.
   ИА "Альянс Медиа"