27.03.2002  Правительство загоняет малый бизнес в офшоры

   В среду первый замминистра финансов Сергей Шаталов расскажет о новых налоговых инициативах правительства. Соответствующие законопроекты в Думу еще не поступили, но дебаты вокруг предложений правительства на Охотном ряду уже активно ведутся.
   На прошлой неделе правительство обнародовало ряд изменений в Налоговом кодексе, которые Госдума должна принять в ходе весенней сессии, чтобы правительство могло начать планировать бюджет-2003. Излагая инициативы Белого дома, премьер Михаил Касьянов в который раз подчеркнул, что «развитие малого бизнеса сегодня – один из приоритетов экономической политики правительства России».
   Одно из предложений правительства как раз касается освобождения малого бизнеса от «удушающих» его налогов. Речь о том, что планируется упростить налогообложение предприятий малого бизнеса, заменив четыре налога (на прибыль, с продаж, на имущество и НДС) одним, не превышающим 10%. Взимание с малых предприятий единого социального налога также будет отменено, а обязанность компенсировать Пенсионному фонду потерянные деньги ляжет на казну. При этом, как обещает правительство, эта обязанность не слишком ударит по бюджету – несмотря на то, что потенциал малого бизнеса огромен, сегодня он приносит в бюджет лишь 10 млрд руб.
   Реакция представителей малого бизнеса на данные нововведения оказалась вполне предсказуемой.
   Единую позицию по предложениям правительства в ТПП РФ еще не выработали. Главные критерии, по которым их собирается оценивать предпринимательское сообщество, – каков будет совокупный налоговый пресс на бизнес и насколько упростится система налоговой отчетности.
   Также от правительства ждут гарантии, что регионы не смогут по собственному желанию увеличивать ставку объединенного налога. Чтобы получить ее, члены комитета по малому бизнесу палаты 15 апреля проведут консультации, касающиеся планируемых изменений в налоговом законодательстве в профильных министерствах.
   Председатель парламентского объединения «Деловая Россия» Игорь Лисиненко считает, что «это вполне взвешенное, хотя и несколько запоздалое решение». По словам Лисиненко, после введения ЕСН налоговая нагрузка на малые предприятия увеличилась настолько, что многим из них стало невыгодно соблюдать Налоговый кодекс, и предприятия ушли в тень. Новые налоговые инициативы по малому бизнесу, говорит депутат, будут иметь обратный эффект только в том случае, если схема налогообложения, предложенная правительством, будет утверждена на срок не менее 5-6, а лучше – на 10 лет, с оговоркой о неухудшении условий налогообложения.
   Сейчас правительство готовит окончательное обоснование всех расчетов по налогу с малых предприятий, чтобы не допустить серьезных ошибок. Согласованный вариант правительственного законопроекта в Госдуме ожидают не позже чем через две недели. Между тем некоторые депутаты уже провели собственные расчеты, показывающие, что со снижением налогов для малого бизнеса правительство поспешило.
   Как заявил «Газете.Ru» член комитета по бюджету и налогам Госдумы Игорь Динес, «слишком большие налоговые послабления – это риск, что компании будут использовать льготный налоговый режим для ухода от фискального контроля».
   Особенно это касается коммерческих фирм, реализующих продукцию без использования контрольно-кассового аппарата. По словам Динеса, единый налог на вмененный доход, который платят малые предприятия сейчас, уже является специальным налоговым режимом, который привел к тому, что госбюджет ежегодно теряет около 50% только одного налога с продаж, взимаемого с малого бизнеса. А новыми инициативами правительство расписывается в полной неспособности обеспечить эффективное налоговое администрирование малых предприятий. В результате чего бюджет не доберет средств.
   «Государство уходит от этой проблемы, создавая внутренний офшор в то время, когда бюджету необходимы резервы перед 2003 годом для выплаты внешнего долга», – считает Динес. Кроме того, по его словам, правительство предлагает производить перерасчет по налогам для тех предприятий, которые будут быстро развиваться и в течение года, согласно закрепленным в законе нормам, перейдут в разряд предприятий среднего бизнеса: в этом случае итоги года будут пересматриваться и налоги будут доначисляться. А такая норма, говорит депутат, противоречит Налоговому кодексу, поскольку ухудшает положение налогоплательщика.
   В общем, в Госдуме законопроект ждет активное обсуждение – особенно с позиции резервов, которые понадобятся бюджету, когда наступит «пик платежей» по внешнему долгу.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам Газета.ру