27.08.2003  Все вино СНГ потечет в Россию

   Российские продавцы вина скупают винодельческие предприятия на территории бывшего СССР в ожидании бурного роста потребления вина в России. На этой неделе должен быть подписан договор о приобретении российской компанией "Паром" молдавского винодельческого предприятия "Нис-Стругураш", которое "Паром" приобрел у молдавского правительства за 1,5 млн долларов. Это далеко не первое молдавское винодельческое предприятие, выкупленное российскими инвесторами. Торговый дом "Арома" (владелец сети винных супермаркетов "Ароматный мир") уже выкупил кишиневский завод шампанских вин "Висмос", а также приднестровский завод "Букет Молдавии". Московский межреспубликанский винзавод приобрел за 3,7 млн долларов винно-коньячный комбинат "Кэлэраш-дивин". Компания "Дионис-клуб" владеет одним заводом в Молдавии и одним в Грузии. Правда, российским инвесторам приходится модернизировать предприятия, чтобы добиться более высокого качества выпускаемой приобретенными заводами продукции.
   Участники рынка говорят, что таким образом они готовятся к росту рынка вина в России. По оценкам экспертов, через пять лет средний россиянин начнет пить в четыре раза больше вина, чем сейчас. Причем доля вин, производимых на территории СНГ под контролем российских компаний, будет постоянно расти. Это позволит несколько смягчить проблему подделок, которая приобрела гигантские масштабы. В частности, грузинских вин в стране продается в несколько раз больше, чем способны произвести все виноградники Грузии, вместе взятые.
   По оценкам агентства "Маркет", объем российского винного рынка колеблется в пределах 35-40 млн дал в год. Причем он устойчиво растет ежегодно на 10-15%. Впрочем, россияне пока не очень жалуют вино, предпочитая ему пиво и водку. Так, в год средний гражданин нашей страны выпивает, по разным оценкам, всего 4-6 литров вина против 50 литров пива и 20 литров крепких алкогольных напитков. Причем из всех возможных вин, как сообщили в компании "Дионис-клуб", наши люди выбирают красное полусладкое. Похожие данные приводит и агентство "Маркет". "Как показало наше исследование, проведенное в Подмосковье, население отдает предпочтение винам с большим содержанием сахара, – сказал представитель агентства Дмитрий Стрюков. – Их покупают 30,5% населения. Менее популярны сухие и полусухие вина, которые выбирают 26,5% потребителей. Крепленые вина предпочитают лишь 14,4% потребителей, а игристые (шампанские) – всего 8,2%. Столь невысокую долю игристых вин можно объяснить тем, что в России оно традиционно считается вином для особого случая: его пьют на свадьбу, Новый год и по другим праздничным поводам". Абсолютными лидерами на рынке вина в России являются молдавские вина – их предпочитают 25,9% потребителей алкогольной продукции. Вина столичных производителей выбирают 20,5% населения, грузинские – 18,2%, крымские (массандровские) – 14,8%. Элитные вина европейских производителей занимают совсем небольшую долю рынка – 7,1%. Но это касается только продаж в супермаркетах и магазинах.
   На ресторанном рынке, правда, все наоборот. Элитные вина как европейских, так и молдавских и грузинских производителей занимают лидирующие позиции в продажах ресторанов, баров, гостиниц. "Рестораны предъявляют к винам особые требования, – сказала эксперт компании BBPG Мария Тимирбаева. – Продавать то же самое, что продается в супермаркетах, считается дурным тоном. Поэтому поставщики формируют особый ассортимент, состоящий из дорогих вин. Впрочем, в последнее время потребители стали предпочитать менее дорогие вина, ведь в период с 1994 по 1998 год посетители ресторанов предпочитали супердорогие вина. Сейчас же наибольшей популярностью пользуются вина стоимостью 200-300 долларов за бутылку, и рестораны уже не имеют возможности устанавливать наценку в 1000 долларов на бутылку. Кроме того, если раньше посетители ресторанов выбирали вино по принципу "чем дороже, тем лучше", то сейчас стали обращать внимание на качество. К сожалению, этого нельзя сказать о вине, продающемся в супермаркетах. Основная часть россиян по-прежнему не разбирается в вине и пьет винопродукты, в качестве главного критерия при выборе используя красоту бутылки. Хотя давно известно, что чем дороже вино, тем дешевле бутылка". Впрочем, выводы агентства "Маркет" противоречат такому мнению. "Согласно нашему исследованию, население при выборе вина в первую очередь обращает внимание на качество, потом – на цену и прочее, – говорит Дмитрий Стрюков. – Оформление бутылки является вторым с конца по важности фактором, влияющим на выбор. После него следует только реклама".
   Экспансия российских виноделов в страны СНГ в будущем, возможно, позволит решить главную проблему винного рынка – на нем слишком много "фальшивого" вина, подделок. По оценкам агентства "Маркет", 20–25% всего рынка заполняют различные подделки и фальсификаты. А по данным Торгово-промышленной палаты РФ, объем фальсифицированной винно-водочной продукции составляет целых 60%. Причем зачастую такие "подделки" не подпадают под действие Уголовного кодекса – "производитель" разливает свое вино в похожие на оригинал бутылки, указывает на этикетке свой адрес, а не адрес законного производителя, пользуясь тем, что население в вине не разбирается. В результате на территории России грузинских вин продается гораздо больше, чем способны произвести все виноградники Грузии, вместе взятые, – причем в десятки раз.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC DAILY