21.03.2005  Е.Примаков: неудовлетворительное состояние российских дорог приводит в конечном счете к снижению конкурентоспособности отечественных товаров

   
   17 марта в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Всероссийского круглого стола по проблемам развития национальной сети автомобильных дорог.
   Круглый стол был организован Торгово-промышленной палатой РФ, Комитетом ТПП РФ по транспорту и экспедированию совместно с Минтрансом России, Союзом транспортников России, ассоциациями предпринимателей в дорожном строительстве.
   В работе круглого стола приняли участие руководители ряда министерств и ведомств, губернаторы субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной думы РФ и члены Совета Федерации, представители научных кругов, а также руководители союзов и ассоциаций, страховых компаний.
   Выступивший с докладом президент Торгово-промышленной палаты России Е.Примаков отметил, что "устойчивое развитие и эффективное функционирование сети автомобильных дорог является необходимым условием обеспечения экономического роста, повышения уровня и улучшения условий жизни населения, сохранения территориальной целостности и надежного обеспечения национальной безопасности России.
   Между тем нынешнее положение со строительством и содержанием автомобильных дорог в стране явно неудовлетворительно, - подчеркнул Е.Примаков. - До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных дорог, связывающих все экономические регионы Российской Федерации, не завершено создание системы автомобильных дорог вдоль границ РФ. До сих пор 34% сельских населенных пунктов РФ, где проживают более 12 миллионов человек, не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, занимающих 60% территории страны, находится лишь 15,5% автодорог. Даже в европейской части России плотность автомобильных дорог в 8 раз меньше, чем в Польше, в 7 раз меньше, чем в Латвии, и в 2 раза меньше, чем в Эстонии, на Украине или в Белоруссии».
   По словам Е.Примакова, неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние российских дорог привело к тому, что средние скорости движения транспорта по ним более чем вдвое ниже, чем в европейских странах. Это вызывает рост себестоимости перевозок, увеличение времени доставки грузов и пассажиров, в конечном счете, снижение конкурентоспособности отечественных товаров.
   Ввод дорог в эксплуатацию в настоящее время в 2 раза меньше, чем в 1990 г., когда ежегодно строилось и реконструировалось более 13 тыс.км. «Таким образом, можно прийти к однозначному выводу: переход к рынку сам по себе без вмешательства государства не создает необходимую ему транспортную инфраструктуру. Между тем плачевное состояние нашего дорожного хозяйства во многом вызвано, по оценке специалистов ТПП России, именно теми особенностями, которые обрели государственный порядок и идеология финансирования дорожных работ начиная с 2001 года. А в этом году уже на практике началась ликвидация федерального и территориальных целевых дорожных фондов», - констатировал президент ТПП России.
   Е.Примаков подчеркнул, что «выход из создавшегося положения видится в создании частнопредпринимательско-государственной модели дорожного строительства и эксплуатации дорог. Об этом говорилось на заседании Совета по конкурентоспособности, возглавляемом председателем правительства. Такое направление, очевидно, правильное». Но при этом, считает Е.Примаков, следует подчеркнуть несколько моментов.
   По его мнению, при подготовке вопроса к заседанию Совета была выведена оптимальная формула 60% государственного (федерального, регионального и муниципального) и 40% частнопредпринимательского участия. «Думаю, что в настоящий момент можно было бы пойти на изменение этого соотношения, скажем, 80 к 20. Изыскать необходимые средства для этого представляется возможным в условиях дополнительных доходов бюджета за счет ценового нефтяного фактора».
   Следует при этом учесть, отметил Е.Примаков, что отсутствие стабильного финансирования по линии государства дорожной отрасли также сдерживает привлечение в дорожное хозяйство негосударственных, в том числе и иностранных, инвестиций.
   В таких условиях, по мнению специалистов ТПП РФ, в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации необходимо внести изменения, основанные на целевом характере финансирования дорожного хозяйства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Следует исходить из того, что от развития дорожного хозяйства предполагается значительный мультипликативный эффект в экономике, который, по экспертным оценкам, втрое превысит затраты на модернизацию и развитие дорожной сети.
   Вместе с тем, размер финансирования дорожного хозяйства на всех уровнях управления должен определяться на долгосрочный период.
   ИА "Альянс Медиа"