11.02.2005 С.Катырин: изменение порога перехода на упрощенку с 15 до 18 млн руб. - это показуха и заниматься этим не стоит На совещании городского актива работников малого предпринимательства Москвы по итогам работы за 2004 год и задачам на 2005 год, прошедшем 10 февраля, выступил вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он заявил, что, с его точки зрения, сам по себе факт прироста количества малых предприятий за минувший год в России еще не является большим достижением. «То, что в России на 100 тысяч выросло количество малых предприятий - это не показатель, это не та цифра, о которой можно серьезно говорить», - сказал он. По мнению С.Катырина, единственное, что действительно стало позитивным результатом прошедшего года – это разработка ведомственной программы по развитию малого предпринимательства, подготовленной МЭРТ. «Это единственная и первая программа в России, которая действительно напрямую направлена на поддержку малого бизнеса и конкретно прописана по направлениям», - сказал С.Катырин. Он подчеркнул, что необходимо добиться транспарентности в реализации этой программы, чтобы в каждом ее разделе было четко прописано, «на что потрачены все эти миллионы и миллиарды, что должно быть создано и кто за это отвечает», и чтобы в итоге «не получилось, как это обычно у нас бывает - что в целом по программе вроде все хорошо, а ни по одному направлению ничего особо хорошего достигнуть не удалось». С.Катырин обратил внимание на то, что оценивать вклад малого бизнеса в ВВП и сравнивать его с западными странами (12% в России и более 50% в странах «большой восьмерки») - некорректно, поскольку критерии отнесения предприятия к малому бизнесу в России и за рубежом существенно различаются. Над этими критериями следует еще очень серьезно поработать, считает он. С.Катырин также сообщил, что в ТПП поступают сигналы из регионов (например, из Ростовской области) о том, что местные фонды поддержки малого бизнеса получают предписания из прокуратуры и других органов с требованием в связи с изменением федерального законодательства прекратить всякое финансирование поддержки малого бизнеса. По его словам, вопрос уже ставится не только о прекращении финансирования, но и о ликвидации самой структуры поддержки малого предпринимательства, которая за эти годы сложилась в регионах. "Мы выступаем за то, чтобы в кратчайшие сроки был принят закон – не надо, чтобы он назывался о поддержке, а о государственной политике по развитию малого бизнеса в РФ", - сказал С.Катырин. По его словам, уже разработаны концепция и проект этого закона, в правительстве «есть понимание, что такой закон необходим в срочном порядке», есть поддержка со стороны Госдумы и Совета Федерации, однако самого закона до сих пор нет. «Первое, над чем надо поработать – это чтобы такой закон появился», - сказал С.Катырин. Он также коснулся подготовленных Минфином изменений в пп.26.2 - 26.3 Налогового кодекса, касающиеся порога применения предприятиями упрощенной системы налогообложения. Согласно проекту, по новому критерию вместо 15 млн руб. годового оборота будет 18,5 млн руб., однако "эти изменения отражают только произошедшую за это время инфляцию", считает С.Катырин. По его словам, «это показуха и изменения в таком виде принимать и не стоит». Нужно подойти к их разработке серьезно, опираясь на европейский опыт в определении как количественных, так и качественных показателей отнесения предприятий к малому бизнесу – и не только по количеству работающих, но и по обороту. «Мы в настоящее время работаем с Минфином над этим вопросом, и в совете по конкурентоспособности мы свою точку зрения будем отстаивать», - заявил С.Катырин. По его словам, другой вопрос, который продолжает отстаивать ТПП, связан с передачей доходов от малого бизнеса в регионы. По мнению ТПП, сказал С.Катырин, недостаточно оставлять региональному бюджету часть налоговых поступлений - надо ставить вопрос о том, чтобы все налоги от малого бизнеса оставались в регионах. «Я думаю, что единственная возможность заинтересовать муниципальные власти и дать возможность развиваться малому бизнесу – это дать возможность полностью заниматься этими вопросами на местах», - заявил он. Одним из самых главных, по мнению вице-президента ТПП РФ, является вопрос финансирования малого бизнеса. С.Катырин привел данные официальной статистики, согласно которым только 2% малых предприятий в России пользуются внешними источниками заимствования, и лишь 1% - банковскими кредитами. «Где берут деньги все остальные, и каким образом они за них рассчитываются, мы можем только догадываться», - сказал он. В настоящее время уже несколько банков ведут программы кредитования МБ, добавил С.Катырин, однако до сих пор не принят закон о кредитной кооперации, который помог бы решить многие проблемы финансирования малого бизнеса. Кроме того, подчеркнул С.Катырин, для того, чтобы успешно управлять сферой малого бизнеса, должна существовать эффективная система статистики. Сегодня же те цифры, которыми оперируют в разговорах о малом бизнесе – это либо результаты социологических опросов, либо отрывочные данные из статистики различных государственных органов – налоговой службы, таможенников и т.п. По мнению вице-президента ТПП РФ, еще один вопрос, который надо отрегулировать в ближайшее время – доступ малого бизнеса к госзаказу. По его словам, «этот вопрос (15%-я квота госзаказа малому бизнесу) был обозначен, продекларирован, но никогда, нигде и никем не выполнялся». Не нужно увеличивать предусмотренные в законе цифры, считает С.Катырин, однако необходимо четко прописать механизм реализации этого закона, иначе он вновь останется декларацией. «Нам есть над чем поработать. Сейчас имеется взаимопонимание по большинству вопросов с Минэкономики, осталось найти такое же взаимопонимание с другими органами правительства, и мы начнем сдвигаться с мертвой точки», - сказал С.Катырин в заключение. ИА "Альянс Медиа" |