26.04.2011  С.Орлова: ТПП РФ и СФ следует обсудить проблемы малого бизнеса

   Эффективному развитию предпринимательской деятельности в России препятствует ряд проблем, сдерживающих стабильное функционирование малого и среднего бизнеса. И здесь есть целый ряд тем для обсуждения, заявила заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова в преддверие совещания руководства Совета Федерации и Торгово-промышленной палаты РФ.
   По мнению С.Орловой, особого рассмотрения на совещании требует ситуация на рынке труда. «Необходимо принятие более действенных и концептуальных решений, направленных на развитие малого предпринимательства, обеспечивающего самозанятость населения, создание новых рабочих мест, считает сенатор. - Кому как не промышленникам и предпринимателям знать эти проблемы, и активно искать оптимальные пути их решения?» Вопросов по совершенствованию законодательной базы в сфере предпринимательства, малого и среднего бизнеса, очень много, отметила С.Орлова. И эти вопросы, безусловно, должны рассматриваться во взаимодействии с теми, для кого они пишутся, для кого должны работать. Поэтому Совет Федерации поддерживает самые конструктивные и рабочие контакты с представителями Торгово-промышленной палаты РФ.
   Она привела несколько конкретных примеров совместной работы Совета Федерации и ТПП РФ. Прежде всего, это 94-ФЗ (о порядке осуществления государственных и муниципальных закупок). «Действующий закон о госзакупках практически не содержит норм, позволяющих реализовывать особый порядок проведения торгов, предметом которых является оказание услуг по разработке и поставке технически сложных инновационных решений для государственных нужд, проведению передовых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, - заявила сенатор. - Необходимо решить вопрос нормативно – правового регулирования организации и проведения торгов с инновационными предприятиями».
   Также стоит отметить 272-ФЗ (был принят в октябре 2010 года), который установил льготные ставки страховых взносов для малых инновационных предприятий, организаций сферы информационно-коммуникационных технологий и резидентов технико-внедренческих особых экономических зон на период 2011-2019 годов (на 2011-2017 годы – 14%, на 2018 год – 21%, на 2019 год – 28%).
   Для Совета Федерации приоритетна работа с ТПП РФ, Минфином России, Минобрнауки России по разработке законопроектов, направленных на создание условий для развития инновационной деятельности, подчеркнула С.Орлова. По наиболее значимым для экономики государства и предпринимательского сообщества проектам федеральных законов ТПП РФ подготавливала экспертные заключения, участвовала в работе экспертных советов, профильных комитетов палат Федерального Собрания, инициировала поправки к законопроектам.
   Один из примеров этой работы - принятие Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».
   Это и Федеральный закон № 259 от 2010 года по корректировке Гражданского кодекса РФ, который направлен на реализацию обязательств, принятых Российской Федерацией в рамках присоединения к Всемирной торговой организации и приведение положений части четвертой Гражданского кодекса РФ в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Этот Федеральный закон также был поддержан ТПП РФ.
   С участием представителей ТПП РФ разрабатывались проекты федеральных законов: - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий, планируемый срок внесения в Государственную Думу - 2 квартал 2011 года); - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части повышения эффективности деятельности наукоградов» (планируемый срок рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации – май 2011 года, а планируемый срок внесения в Государственную Думу – июнь 2011 года).
   Очень актуальным сегодня направлением работы С.Орлова считает обсуждение 83-ФЗ (Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). По ее словам, в связи с необходимостью развития экономики Российской Федерации, в том числе в сфере инновационной деятельности, требуются изменения российского законодательства, предоставляющие бюджетным учреждениям право отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом в установленных законом случаях.
   Этот закон является основополагающим документом по правовому регулированию учреждений бюджетной системы, в ходе реализации которого правовой статус ныне действующих бюджетных учреждений изменится путем преобразования в один из типов государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные или автономные. В частности, Федеральным законом № 83-ФЗ в статью 298 Гражданского кодекса Российской Федерации добавлены положения о правах бюджетных, казенных и автономных учреждений в части распоряжения имуществом учреждений и доходами, полученными от приносящей доход деятельности.
   Важную роль в экономическом развитии государства играет приграничное сотрудничество, отметила С.Орлова. Пояс приграничных территорий Российской Федерации в среднем является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории, большинство приграничных регионов имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях. Привлекательность приграничных районов для иностранных инвесторов определяется транспортными условиями относительно стран-инвесторов, особенностями инвестиционного климата, ценой основных факторов производства, потенциальной емкостью осваиваемого рынка и трансакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы.
   Но большинство приграничных районов России сильно удалены от потенциальных инвесторов, в них малоемкие региональные рынки и неблагоприятный инвестиционный климат. Возможно, считает С.Орлова, стоит рассмотреть необходимость разработки специального закона, предусматривающего максимальное устранение барьеров на пути движения капиталов, информации, услуг, но одновременно заслон на пути перемещения рабочей силы, регламентацию поступления товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к качеству, ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках межгосударственных соглашений.
   В целях роста привлечения инвестиций необходимо дальнейшее совершенствование законодательства об особых экономических зонах. Возможно расширение перечня типов особых экономических зон с учетом приоритетных направлений развития экономики. В частности, возможно применение подобных механизмов предоставления особого режима ведения предпринимательской деятельности в областях сельского хозяйства, переработки отечественной сельскохозяйственной продукции. Все это представляет интерес для российского бизнеса, отметила сенатор.
   «И это, надо сказать, лишь некоторая часть вопросов, в которых необходимо постоянное взаимодействие Совета Федерации и Торгово-промышленной палаты», - цитирует слова С.Орловой пресс-служба Совета Федерации.
   ИА "Альянс Медиа"