19.05.2009  Москва: в МТПП учат защищать деловую репутацию в Интернете

   Бесспорно, что сегодня Интернет занимает лидирующее место среди средств коммуникационной связи и является мощнейшим средством массовой информации. Всемирная сеть охватывает все сферы жизни, деятельности и способствует активному развитию бизнеса. Эта быстроразвивающаяся система, постоянно обновляющая и пополняющая сервис услуг и информационных возможностей, в настоящее время предстает самым быстродействующим и всё более доступным средством общения, передачи и получения информации, осуществления бизнес-операций.
   Интернет как некий виртуальный мир несет в свободном информационном потоке как позитивную, так и негативную информацию для конкретного пользователя. Управлять этим потоком в своих интересах возможно и необходимо. Технологии управления информацией в сети Интернет, созданные и применяемые за рубежом, известны российским пользователям и все активнее используются в целях создания положительного общественного мнения и поддержки как личностной репутации, так и деловой репутации компаний. Незнание и неиспользование методов формирования и защиты деловой репутации в среде Интернета опасно негативными последствиями, несущими, в конечном итоге, финансовый урон компаниям.
   Вопросы формирования и защиты деловой репутации в сети Интернет обсуждались в Московской торгово-промышленной палате на одноименном семинаре, организованном Бюро экономической безопасности МТПП совместно с Академией интернет-рекламы для московских предпринимателей в мае этого года.
   Руководитель Бюро экономической безопасности МТПП Дмитрий Каплин, открывая семинар, сказал: «В течение 10 лет Бюро экономической безопасности проводит работу с предпринимателями в области безопасности бизнеса. За этот период мы достаточно изучили как отечественный, так и зарубежный опыт, что позволило создать ряд собственных наработок, которые мы пропагандируем и используем в работе с предпринимателями – членами Московской торгово-промышленной палаты, а также в системе торгово-промышленных палат Ассоциации ТПП Центрального федерального округа РФ, которую возглавляет МТПП».
   Этот семинар открывает серию практических занятий по безопасности бизнеса в сфере коммуникационных средств связи, в частности Интернета, как наиболее активно развивающегося современного средства связи и информации. Интернет, по высказыванию Д. Каплина, имеет столь сложную и многогранную внутреннюю организацию, что она не подконтрольна ни государству, ни отдельным личностям, а потому пользователям необходимо соблюдать внутрисистемную этику, которая должна нести некую контролирующую функцию в работе с информацией. И если данный семинар имеет обще-ознакомительные цели, то последующие будут ориентированы на конкретные вопросы, в том числе те, которые предложат для подробного изучения участники семинара.
   Во вводной части семинара слушатели ознакомились с понятием и видами деловой репутации, целями и возможностями управления репутацией, типами репутационных угроз. Как заметил докладчик – руководитель Академии интернет-рекламы Ярослав Новиков, российская публика склонна думать, что деловая репутация может быть либо положительной, либо вовсе отсутствовать. За рубежом существуют понятия положительной и отрицательной деловой репутации, которые более точно отражают суть деловой репутации, с точки зрения её денежного эквивалента. Такая разница во взглядах свидетельствует об общем отставании России в информационной отрасли: если за рубежом деловая репутация давно стала экономическим показателем, подлежащим стоимостному измерению, то в России система экономической оценки деловой репутации только начинает складываться. Представляют интерес представленные докладчиком сведения о так называемом «сроке действия» деловой репутации, под которым понимается срок, в течение которого компания может получать сверхприбыль от использования своего «имени». Так, в России этот срок составляет 20 лет, в Японии – 5 лет, Швеции и Голландии – 10 лет, США и Канаде – 40 лет.
   С понятием деловой репутации тесно связано понятие бренда, или торговой марки, компании. В качестве самого яркого примера получения экономической выгоды от использования бренда компании Я. Новиков привел пример деятельности компании «Coca-Cola». Бренд «Coca-Cola» – самый дорогой в мире – оценивается в 120 млрд дол. При этом материальные активы компании «Coca-Cola» составляют не более 5-6% этой суммы, что говорит о колоссальном размере сверхприбыли, получаемой за счет использования собственно бренда.
   Другой показательный пример: компания «Ford» заплатила за покупку торговой марки «Jaguar» 1 млрд 600 млн дол., из них 1 млрд дол. за нематериальную составляющую стоимости торговой марки. Докладчик заметил, что в зарубежной практике множество подобных случаев. Однако в России лишь немногие компании проводят планомерную работу по укреплению своего имиджа. Как правило, это крупные компании со значительным капиталом, лидеры отраслей. В частности, компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») ежегодно проводит репутационный аудит, задача которого наметить направления развития репутации, вовремя оценить репутационные угрозы и не допустить их осуществления.
   С появлением Интернета, открывшего новые информационные возможности, в том числе по укреплению положительной деловой репутации, появились механизмы воздействия на интернет-поле в интересах компаний и отдельных личностей. О методах формирования и защиты деловой репутации рассказывал генеральный директор Центра управления деловой репутацией, директор по развитию ООО «SEO Dream» Иван Шкляренко. Он отметил, что при всем многообразии информационных способов защиты деловой репутации в Интернете их объединяют главные свойства – адресность и оперативность.
   Он также подчеркнул необходимость комплексного применения защитных мер. Главная идея, которую старался донести докладчик, – проще создавать положительную репутацию и предотвращать появление информации, порочащей деловую репутацию, чем бороться с ней после её появления. И. Шкляренко раскрыл слушателям вопросы проектирования технологии защиты деловой репутации, политики реагирования на риски потери деловой репутации, стратегии и инструментов формирования положительного имиджа компании, управления личной деловой репутацией.
   Правовые аспекты тематики осветили ведущие юристы отрасли. Юрий Хлапотин, специалист в области охраны авторских прав, защиты интеллектуальной собственности правовой группы «Интеллектуальная собственность», остановился на особенностях охраны объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет. Он заявил, что защита интеллектуальной собственности – одно из новых направлений в российской юриспруденции, по которому еще не создана теоретическая база и отсутствует должный круг опытных специалистов.
   В то же время вопросы охраны объектов интеллектуальной собственности приобретают все большую значимость, особенно в условиях расширения их использования в электронных средствах массовой информации. Докладчик ознакомил аудиторию с тем, что является в Интернете объектом авторского права, как создать и использовать объекты интеллектуальной собственности в Интернете, какие характерные ошибки допускаются руководством компаний при создании, регистрации и использовании объектов интеллектуальной собственности.
   Адвокат Коллегии адвокатов «Ресурс» Александр Головин ответил на конкретные вопросы участников семинара:
   - в каком юридическом порядке решаются вопросы защиты деловой репутации компании?
   - в чем заключаются различия между авторским произведением и его переработкой?
   - каковы особенности регистрации товарного знака и домена как объектов интеллектуальной собственности?
   - каковы особенности использования текстовых и визуальных объектов интеллектуальной собственности?
   - каков порядок защиты в случае незаконного использования объектов авторского права?
   и другие вопросы.
   В заключение ведущие семинара ответили на вопросы слушателей по всей теме семинара.
   Пятичасовой учебный семинар, по мнению его участников, был максимально насыщен полезной деловой информацией и организован на высоком профессиональном уровне.
   ИА "Альянс Медиа"