29.06.2009  Участие японских МСП в развитии региональных экономик

   После финансового кризиса 1998 г. правительство Японии приняло ряд долговременных стратегических решений по повышению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики в условиях нарастающей глобализации рыночных отношений. Быстрый научно-технический прогресс во всех отраслях реальной экономики потребовал ускоренной реструктуризации промышленности на национальном и региональном уровнях. Это в значительной мере связано с разукрупнением сверхмощных предприятий и корпораций путём принудительной продажи крупных блоков акций другим компаниям на открытых торгах с выделением дочерних производственных и венчурных МСП. Для интенсификации этих процессов правительством осуществляется налоговое стимулирование и принимаются меры финансового принуждения, а также вводятся дополнения в нормативно-правовые акты и принимаются меры по регулированию деятельности крупных предприятий. В целях повышения гибкости управления экономикой на территориальном уровне были облегчены условия перемещения государственных ресурсов и частного капитала, направляемых на ускоренное развитие высокопродуктивных направлений деятельности, востребованных рынком.
   Активизация процессов реструктуризации корпораций проводилась параллельно с совершенствованием производственных межфирменных связей путём оптимизации управленческих структур с применением новейших методов управления бизнесом на основе информационных технологий. В опережающем порядке процессы реструктуризации коснулись местных систем управления энергетической, коммуникационной и товаропроводящих сетей.
   Наряду с вышеизложенными мерами в целях обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития страны правительство приняло ряд комплексных мер по совершенствованию хозяйственной инфраструктуры обширных территорий путём оздоровления депрессивных районов и возрождения региональных экономик с помощью активного вовлечения в эти процессы потенциала малого и среднего предпринимательства (МСП). Правовой основой таких преобразований явились: «Закон об ассоциациях малых и средних предприятий» (“The Law Concerning the Organization of Small and Medium Enterprise Organizations”), «Закон о местных торговых ассоциациях» (“The Shopping District Promotion Association Law”) и «Закон о временных мерах по активизации деятельности специализированных МСП» (“The Law on Temporary Measures concerning the Activation of Specific Small and Medium Enterprises”).
   Руководствуясь этими законодательными актами и в соответствии с приоритетами регионального и местного социально-экономического развития администрации префектур разрабатывают планы создания и развития местных производственных центров, объединяющих деятельность множества специализированных МСП. Для повышения эффективности базовых промышленных производств правительство оказывает финансовое и техническое содействие в создании таких производственных центров на основе взаимодействия специализированных МСП, выпускающих заготовки, комплектующие изделия, детали и узлы, необходимые для крупных предприятий. Эти центры обеспечивали взаимодействие множества местных МСП с крупными предприятиями, поставщиками, продавцами, финансовыми организациями, исследовательскими институтами и другими смежными организациями, вовлечёнными в экономическую деятельность.
   К концу 2006 г. было сформировано около 50 тысяч производственных центров предпринимательства, объединяющих на технологической и организационной основе различные группы МСП. Это, в свою очередь, позволило организовать 19 крупных индустриальных кластеров, деятельность которых в значительной мере способствовала экономическому оздоровлению регионов. На эти цели в бюджете страны, начиная с 2006 г. ежегодно выделялось около $8,5млрд. Одновременно государство субсидирует реализацию планов по разработке новых продуктов и услуг, освоению новых рынков и развитию трудовых ресурсов. Для оживления оптово-розничной торговли в муниципальных округах местные администрации оказывают финансовую и организационную помощь сектору МСП в приобретении недвижимости и оборудования для создания новых торговых площадей, для развития электронной торговли и совершенствования логистики. Кроме того, администрациями префектур создаются фонды заёмных средств, предоставляемые на беспроцентной основе стартующим или действующим МП для приобретения необходимого оборудования.
   В условиях ужесточения конкурентной борьбы при одновременном усложнении деятельности во всех сферах бизнеса отмечается тенденция к сокращению выживаемости стартующих МП. Продолжительное время в японской экономике существует превышение количества закрываемых МСП над числом вновь создаваемых предприятий. В этой связи возникла необходимость в дополнительной поддержке стартующих предприятий, и особенно в сфере венчурного бизнеса, где существуют наибольшие деловые риски. В целях ускорения экономического развития на региональном и местном уровнях путём создания новых МП была разработана программа «Национальный форум стартующих предприятий», которая предусматривает проведение лекций, семинаров и дискуссии с целью создания в обществе понимания сущности предпринимательства и возможности реализации различных творческих идей путём создания собственных МП. В рамках этой программы всеми венчурными, региональными и муниципальными центрами поддержки МСП регулярно проводятся лекции и семинары по особенностям ведения бизнеса в стартовый период.
   По инициативе Федерации торгово-промышленных обществ и Японской торгово-промышленной палаты при поддержке местных администраций была реализована идея по созданию во многих муниципалитетах «Школ краткого стартового обучения» (Start-up cram school). Основной задачей таких школ является первичное ознакомление людей, желающих заняться бизнесом, с основами предпринимательской деятельности. Слушатели таких школ в течение 10 учебных дней знакомились с методикой разработки бизнес-планов и практиковались в выполнении основных функций, связанным с управлением бизнесом. Наряду с этим в 9 региональных технологических институтах поддержки МСП, входящих в структуру государственного «Агентства поддержки МСП и инновационного развития регионов Японии» (Organization for SME and Regional Innovation of Japan – SMRJ = http://www.smrj.go.jp/index.html) для начинающих предпринимателей проводятся «Стартовые практикумы» (Start-up support training). Такие практикумы длятся по 5 учебных дней, в течение которых слушатели получают необходимые сведения, обеспечивающие более успешное прохождение наиболее болезненного стартового периода в деятельности начинающих предпринимателей.
   Для оздоровления депрессивных районов и повышения деловой активности населения в целях развития индивидуального предпринимательства были предприняты меры поддержки и экономического страхования деятельности индивидуальных предпринимателей, с предоставлением им налоговых льгот и преференций. Для облегчения создания новых индивидуальных предприятий все регистрационные процедуры сокращены до 1-2 дней. Принятые меры позволили ежегодно образовывать почти 8000 новых индивидуальных предприятий.
   Стимулирование государством предпринимательской активности, особенно в части самозанятости, позволило подготовить множество предпринимателей, способных в дальнейшем к расширению деловой активности с привлечением наёмных работников и последующей организацией новых МП. Комплекс принятых мер позволил в значительной мере повысить активное участие сектора МСП в модернизации региональных и местных экономик страны.
   Материал подготовлен информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства.
   ИА "Альянс Медиа"