02.06.2005 С.Катырин: нужно дать малому бизнесу возможность свободно развиваться Российский малый бизнес - поистине самый малый в экономически развитом мире. Это относится как к количеству малых предприятий "на душу населения" (900 тысяч на всю страну), так и к доле малого бизнеса в создании ВВП. Если на Западе небольшие предприятия формируют от 50 до 70 процентов национального богатства, то в России лишь 10-12 процентов. Между тем именно малый бизнес по замыслу авторов муниципальной реформы должен стать экономической основой местного самоуправления. О проблемах развития этого сектора экономики рассказывает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Сегодня в российском обществе созрело понимание, что без интенсивного развития малого предпринимательства и перехода его на качественно новый уровень не удастся решить ни одной острой проблемы, входящей в сферу ответственности органов местного самоуправления. Анализ официальной статистики о развитии малого предпринимательства в России, казалось бы, позволяет порадоваться: число субъектов малого бизнеса за прошлый год увеличилось на 10 процентов, а объём произведённых ими товаров и услуг возрос более чем на 30 процентов. Однако те, кто знаком с реальной обстановкой, не разделяют этого оптимизма. Для того чтобы малый бизнес мог свободно дышать и развиваться, необходимо, по мнению С. Катырмна, решить несколько неотложных задач. Первое. Нужно как можно скорее завершить формирование современной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малого предпринимательства. Речь идёт не только о принятии нового закона о государственной поддержке этого сектора экономики, но и о внесении существенных корректив во многие законодательные акты, в том числе в Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы и другие документы. Минэкономразвития, Минфин и Центробанк дают совершенно разные трактовки самому понятию "малый бизнес". Второе. В последние годы серьезно осложнилась ситуация с конкурентоспособностью малого бизнеса. Например, только в нефтегазовой отрасли число малых предприятий сократилось в три раза. Тревожные события происходят в сфере слияний и поглощений: если раньше объектом недружественного захвата чаще всего выступали приглянувшиеся помещения и земельные участки, то сейчас - хорошо поставленный, динамично развивающийся бизнес малых и средних предприятий. Предпринимательское сообщество добивается, чтобы, несмотря на сопротивление лоббистов, готовящийся в Правительстве и Госдуме законопроект "О защите конкуренции" был сохранён в редакции, которая максимально отстаивает интересы малого бизнеса, давая возможность применять жёсткие санкции против монополистов. Третье. Нужна специальная государственная программа развития малого предпринимательства в реальном секторе экономики. Сложившаяся структура, когда в промышленности, строительстве и на транспорте работает менее 30 процентов малых предприятий, а 60 процентов занято торгово-посредническим бизнесом - архаична и бесперспективна. По оценке экспертов в течение ближайших 10 лет экспансия сетевых магазинов в продовольственном товарообороте упадёт с нынешних 70 до 20 процентов. Через эту "болезнь роста" прошли все развитые страны мира. Однако само по себе ничего не сделается. Правительство должно разработать систему мер, которая позволит переориентировать малое предпринимательство на сферу материального производства, чтобы граждане, желающие иметь свое дело, могли осваивать новые направления менеджмента, сохранять и приумножать заработанный капитал, считает С.Катырин. Четвёртое. Одна из важнейших задач государства - создание режима наибольшего благоприятствования развитию малого венчурного бизнеса, то есть бизнеса, связанного с рискованными, но перспективными проектами. Деловое сообщество положительно оценивает намерение правительства создать с этой целью сеть бизнес-инкубаторов на уровне муниципалитетов. Однако малое предпринимательство, занятое в сфере высоких технологий, скептически относится к предлагаемому варианту создания и функционирования особых экономических зон - в них может разместиться только 15 процентов малых инновационных компаний. Вопреки доказавшей свою эффективность практике гибкого налогообложения наукоёмкого бизнеса чиновники продолжают упорствовать на сохранении налоговой уравниловки. При этом они не хотят замечать, что образовалась целая прослойка предприимчивых дельцов, которые за солидные комиссионные освоили новый вид бизнеса - продажу за границу малых инновационных предприятий, обладающих неоспоримым интеллектуальным потенциалом. Пятое. Наряду с диверсификацией отраслевой структуры малого предпринимательства не следует забывать и о региональном, муниципальном аспекте проблемы. Около 40 процентов субъектов малого бизнеса сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и двух столичных областях. В большинстве других регионов отсутствуют инфраструктурные условия для развития предпринимательства. Недавно пришлось столкнуться с фактом, когда 150 малых инновационных фирм из Новосибирского Академгородка не могут разместить на местных предприятиях свои заказы - там нет ни оборудования, ни технологической базы. Шестое. Совершенно очевидно, что полноценное развитие малого бизнеса невозможно без решения проблемы его финансового обеспечения. Мировая практика убеждает, что более 90 процентов субъектов малого предпринимательства не смогут начать работу без заёмных средств. В прошлом году потребности малых предприятий в финансовых ресурсах по оценкам составили более 1 триллиона рублей. Казалось бы, правительство, зная эту потребность, должно всячески стимулировать программы кредитования банками малого бизнеса. Однако вместо этого Центробанк России рассылает банкам письмо, где говорится, что кредиты малым предприятиям в большинстве своём являются проблемными и безнадёжными ссудами, под которые сами кредитные организации должны создавать резервы в размере половины либо полной суммы кредита. Стоит ли после этого удивляться, что кредиты малому бизнесу обходятся в полтора раза дороже, чем иным заёмщикам, - под 25-30 процентов годовых. Седьмое. Малый бизнес по-прежнему задыхается под налоговым прессом государства. Для многих предприятий главной задачей стало не расширение бизнеса, а элементарное выживание. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что удельный вес инвестиций малых предприятий в основной капитал составляет в их общем объёме менее 3 процентов, то есть этот показатель в несколько раз меньше доли малого бизнеса в совокупном ВВП России. И, наконец, последнее - вопрос об административных барьерах. Пытаясь легализовать и узаконить процесс "участия в прибылях", местные чиновники под предлогами борьбы с фирмами-однодневками и даже террористическими угрозами настойчиво рекомендуют ещё больше забюрократизировать саму процедуру регистрации малых предприятий. Несомненно, это приведёт к увеличению и без того непомерного "коррупционного" налога на бизнес. Противопоставить ему можно только повышение роли предпринимательских союзов и объединений, продолжение административной реформы и передачу общественным организациям предпринимателей части вопросов, связанных с регулированием деятельности субъектов малого бизнеса. Именно по такому пути развивается малое предпринимательство во всём цивилизованном мире. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Парламентской газеты" |