24.02.2005  А.Шаров: "К проблемам малого бизнеса надо подходить комплексно"

   Сейчас уже никто не сомневается в том, что малому бизнесу необходима государственная поддержка. Руководитель департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров рассказал о том, на какой стадии сейчас находится работа над новым законом о государственной поддержке.
   «Мы выступаем за законодательное регулирование малого бизнеса, но размышляем о предмете такого закона, - сказал А.Шаров. - Какие сферы он должен регулировать, чтобы не вступать в противоречие с налоговым, бюджетным, антимонопольным законодательством». В настоящее время, по словам А.Шарова, ведется довольно оживленная дискуссия по этому поводу. Разработкой закона занимаются и общественное объединение «ОПОРА РОССИИ», и Торгово-промышленная палата.
   «Пока из тех вопросов, которые могли стать самостоятельным предметом регулирования, мы видим такие: критерии малого бизнеса, допустимые и недопустимые формы его поддержки, распределение полномочий между федеральным центром и региональными властями по регулированию и поддержке малых предприятий», - сказал А.Шаров.
   В законе предполагается определить, какую численность может иметь малое предприятие.
   «Мы хотим разделить фирмы на микропредприятия с численностью до 10 человек, малые предприятия – до 50 человек и средние – до 100 человек», - сообщил руководитель департамента. По его словам, такое разграничение необходимо с точки зрения выстраивания приоритетов поддержки. Самая большая потребность в государственной поддержке у микропредприятий. Если же говорить об отраслях, то, по мнению, А.Шарова, торговля вряд ли нуждается в финансовой поддержке, зато помощь нужна науке, промышленности, инновациям.
   «Мы ставим для себя более широкую задачу – сформировать комплексный пакет поправок в различные законы, которые обеспечили бы ускоренное развитие малого бизнеса и снятие административных барьеров», - подчеркнул А.Шаров.
   По его словам, изменения будут вноситься в Налоговый кодекс, в Бюджетный кодекс, в законы о лицензировании и о проверках. В Программе социально-экономического развития до 2008 года предусматривается, что такой комплексный пакет поправок будет подготовлен до конца 2005 года.
   Что касается вопроса применения упрощенной системы налогообложения малых предприятий, то здесь, по словам А.Шарова, встает проблема определения годового оборота, который является оптимальным для применения «упрощенки».
   «При определении этого порога нужно искать баланс интересов государства и налогоплательщиков, - подчеркнул А.Шаров. - Статистика показывает, что за 2004 год количество малых предприятий увеличилось на 10%. Такая динамика наблюдается впервые с 1998 года. Но, к сожалению, стоит отметить, что сейчас активно идет процесс клонирования предприятий. Фирма достигает определенной величины оборота. Затем она де-факто закрывается, а де-юре продолжает существовать. Активы переводятся в другое предприятие. С другой стороны, у нас нет четких однозначных данных, что крупные предприятия начали подстраиваться под этот барьер и начали делиться. Наоборот, идет процесс клонирования». «Это свидетельствует о том, что пороговое значение выбрано не оптимально», - считает руководитель департамента.
   По его мнению, необходимо проводить специальные исследования для того, чтобы определить пороговую величину оборота. В качестве примера он привел опыт Италии, где, по его словам, исследуется референтная группа, состоящая из нескольких тысяч предприятий, и любые налоговые новации оцениваются исходя из экономической ситуации этой группы. Результат исследований принимается как доказательство для правительства. «Если мы думаем об установлении эффективной налоговой нагрузки, то мы тоже должны проводить такие исследования», - убежден А.Шаров.
   Он также сообщил, что на сегодняшний день наблюдается положительная динамика в развитии малого бизнеса, который развивается значительно более высокими темпами, чем крупный и средний. На 17% за первое полугодие 2004 года вырос объем товаров и услуг, которые предлагают малые предприятия. Поступления единого налога по «упрощенке» с января 2004 года относительно января 2003 года в стране увеличились в 1,8 раз, по ЕНВД – в 2 раза. Увеличение поступлений произошло в 84 регионах.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Федеральной бухгалтерской газеты"