13.02.2007  Нужна новая концепция госполитики по уменьшению масштабов алкоголизма

   В первый день международной выставки-ярмарки «Продэкспо-2007» состоялась конференция «Государственная алкогольная политика в России: проблемы и перспективы». Помимо бизнес-сообщества, представляющего алкогольный рынок, в ее работе приняли участие представители властных структур. Докладчики в очередной раз затронули наиболее актуальные проблемы отрасли.
   Андрей Горский, заместитель начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора, отметил одну из важнейших задач государственной алкогольной политики – снизить масштабы алкоголизма в РФ. Последние пять лет в стране характеризуются стабильно высоким уровнем алкоголизма среди населения. Рост числа потребителей алкогольных напитков, в том числе некачественной спиртосодержащей продукции, приводит к ухудшению состояния здоровья населения, повышению уровня смертности, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и на социально-экономическое развитие страны в целом.
   Согласно его данным, в 2005 году число больных алкоголизмом превысило 20 млн человек, что составляет 15% от общей численности населения.
   Продолжает оставаться высоким уровень смертности от отравлений алкоголем. В структуре причин смерти 13,4% составляют случаи смертности от отравления алкоголем и его суррогатами. По предварительным данным в 2006 году от случайных отравлений алкоголем умерло 28386 человек, в 2005 – 40877 человек, в 2004 – 42715 человек, в 2003 – 40567 человек. Особую тревогу вызывает активное приобщение к алкоголю подростков и женщин.
   Если в 1998 году в России на душу населения приходилось 7,6 литра алкогольной продукции, то в 2005 году эта цифра достигла 9,7 литров. «Алкоголизация населения, в частности, молодежи, влияет на состояние генофонда», - сказал А.Горский.
   Данные Роспотребнадзора свидетельствуют о том, что за последние пять лет увеличивается удельный вес алкогольной продукции, не отвечающей обязательным требованиям безопасности по содержанию токсических элементов. Эта доля выросла к 2006 году до 9,4%, в то время как в 2002 году она составляла всего 2,6%.
   По мнению Андрея Горского, основными целями госполитики по решению данной проблемы являются противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией, уменьшение негативных социально-экономических и медицинских последствий злоупотребления алкоголем. Работа по снижению алкоголизации населения должна включать следующие основные направления: ограничение употребления алкоголя, недопущение появления на рынке некачественной продукции, предоставление медико-социальных услуг гражданам, страдающим алкогольной зависимостью, расширение возможностей для занятий физической культурой и спортом для молодежи, развитие наркологической службы, создание развернутой системы профилактики алкоголизма.
   В свою очередь Ольга Курбатова, президент Национальной ассоциации слабоалкогольных напитков (НАСА), отметила, что бизнес готов участвовать во всех правительственных и медицинских программах, направленных на ограничение потребления подростками крепкого спиртного. Ассоциация слабоалкогольных напитков, созданная пять месяцев назад, призвана сократить долю потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкоголя. Помимо законодательных инициатив, необходимо создавать социальные и культурные программы, считает О.Курбатова.
   В НАСА на сегодняшний день входят 80% производителей слабого алкоголя (крепостью до 9 градусов). По словам О. Курбатовой, рынок слабого алкоголя хорошо структурирован, поэтому он легален. На рынке слабого алкоголя зафиксировано от 5 до 10% нелегального алкоголя, на водочном – 45-55%.
   Cогласно приведенным ею данным, в России потребление крепкого алкоголя составляет 59,2%, что гораздо больше, чем в Европе. В европейских странах смертность населения от алкоголя снижается, в России неуклонно растет. Президент НАСА уверена, что россиян необходимо ориентировать на потребление вина и слабоалкогольных напитков.
   В России доля акциза в розничных ценах на слабоалкогольные напитки самая большая по сравнению с другими странами. Увеличение с 1 января 2007 года акциза на слабый алкоголь на 95,2%, на пиво – на 8,5%, на водку - только на 2% неизбежно приведет к существенному сокращению производства слабоалкогольной продукции и росту потребления водки, убеждена О.Курбатова. Кроме того, по ее словам, если ЕГАИС не заработает в полном объеме, то неизбежно вырастет "теневой" рынок как крепких, так и слабоалкогольных напитков.
   Председатель подкомитета по предпринимательству в сфере производства этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции ТПП РФ Петр Каныгин отметил, что попыток структурных изменений алкогольного рынка и необходимости принятия мер по изменению ситуации было сделано достаточно. В частности, он сообщил, что правительство рекомендовало разработать концепцию в области государственной политики по снижению потребления алкоголя среди населения. Наиболее активные министерства и ведомства взялись за ее разработку около 5 лет назад. В концепцию входили рекомендации по изменению действующего законодательства, созданию системы по реабилитации больных алкоголем, расширению социальной рекламы здорового образа жизни и многое другое. «Сейчас мы снова обсуждаем концептуальные подходы госполитики по снижению алкоголизации населения», – отметил он.
   П.Каныгин подчеркнул, что до сегодняшнего дня обсуждение происходило без участия общественности и бизнес-объединений. По его мнению, необходима гибкая алкогольная политика, предусматривающая широкий спектр разнообразных по содержанию мероприятий, при этом «опора на запреты и жесткий административный контроль не может обеспечить успех в борьбе с алкоголизацией, а напротив, лишь усугубит проблему». Не последнее место в госполитике должна занимать концепция по развитию слабоалкогольного рынка. По его мнению, необходимо формировать у населения культуру потребления слабоалкогольных напитков и вина и отрегулировать ценовую политику в области спиртных напитков.
   По мнению Владимира Кайшева, директора департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Министерства сельского хозяйства РФ, сейчас в стране отсутствует государственная алкогольная политика, нет согласованности действий между органами власти, а 2006 год вошел в историю как год эксперимента на алкогольном рынке. По его убеждению, обновленный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и практически неработающая ЕГАИС, по сути, отменили меры государственного регулирования, отчего страдают как товаропроизводители, так и потребители. В.Кайшев считает, что необходимо дальнейшее реформирование закона об алкоголе и осуществление реального государственного контроля производства и реализации спиртосодержащей продукции.
   Для скорейшего разрешения проблем в алкогольной отрасли участниками конференции было решено составить обращение к федеральным органам власти, содержащее предложения о принятии необходимых мер для более эффективного регулирования рынка, а также создать правительственную комиссию с привлечением в ее состав представителей алкогольного бизнеса. Кроме того, необходимо внести изменения в УК РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ в части ужесточения ответственности операторов алкогольной отрасли. Всем участникам алкогольного рынка предложили подписать этическую хартию производителей и продавцов алкоголя в рамках реализации программ по социальной корпоративной ответственности алкогольного бизнеса перед обществом.
   ИА "Альянс Медиа"