29.06.2007 Тверская область: малый бизнес надо развивать системно Бюджетная поддержка малого бизнеса в Тверской области может быть увеличена в 10 раз. Об этом рассказал председатеь Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин. В.: Социально-экономическое положение региона напрямую зависит от состояния промышленности и бизнеса, а на них, в свою очередь, оказывают влияние действия власти — всех ее ветвей и уровней. Как вы оцениваете существующие сегодня взаимоотношения бизнеса и законодательной власти региона? Какой экономический эффект это дает? О.: Если говорить об отношениях между депутатским корпусом и представителями бизнес-сообщества как таковых, то их можно характеризовать как хорошие и дружеские. Мы регулярно встречаемся, общаемся, обсуждаем конкретные проблемы. Власть максимально лояльна к предпринимателям. По крайней мере, любимый принцип российского бизнеса «главное, чтобы не мешали» мы четко выдерживаем. Однако я считаю, что сегодня в отношениях между властью и бизнесом нам еще не хватает конструктивного взаимодействия — такого, которое как раз и дает положительный экономический эффект. Понятно, что мы не можем только за счет областных законов серьезно влиять на крупные промышленные предприятия, — это в основном прерогатива федерального уровня. А вот выстроить в рамках субъекта федерации систему поддержки малого и среднего бизнеса вполне реально. Только один пример: сегодня у нас в области есть возможность увеличить объемы поддержки малого бизнеса не в 2, не в 3, а в 10 раз — с 16 до 160 млн рублей. Но у нас нет инструментов, позволяющих это делать, нет реальных предложений по развитию системы поддержки данного направления экономики. Малый бизнес надо развивать не точечными финансовыми вливаниями, а системно. Только тогда это принесет ощутимый эффект и целый комплекс очевидных плюсов: это и повышение качества сервисных услуг населению, и новые рабочие места, рост качества жизни населения, и, конечно же, увеличение налоговых поступлений в бюджеты. Если, условно говоря, общий оборот малого бизнеса составляет несколько миллиардов рублей, а за счет расширения областных программ, предполагающих субсидирование процентных ставок по кредитам, государственные гарантии и другие виды помощи, он вырастет в 5—10 раз, от этого выиграют все. Такой рост оборота вполне возможен — сегодня банковский сектор готов увеличивать объемы кредитования практически по всем направлениям. Но особой активности бизнеса пока не наблюдается. В.: И в чем, по-вашему, причина? О.: Одну из причин я вижу в том, что у нас отсутствует структура, которая бы реально объединяла предпринимателей региона, выражала их интересы, предлагала шаги по поддержке и развитию отдельных направлений и формированию бизнес-среды региона в целом. Эти функции, как правило, берут на себя торгово-промышленные палаты. Три года назад я был вице-президентом Торгово-промышленной палаты Московской области, поэтому знаю, насколько эффективно она может работать и какие результаты приносить. Там выстроена и отлаженная четкая система, как региональная, так и районная, и предприниматели всегда могут рассчитывать на поддержку и реальную помощь в решении сложных вопросов. Возглавляет ТПП Московской области первый заместитель губернатора, в результате исполнительная власть области всегда в курсе главных проблем бизнеса. А чем занимается Тверская торгово-промышленная палата? Этого, по-моему, не знает никто. Ее не видно и не слышно. Изредка оттуда раздаются некие полуполитические реплики, и не более того. Но какая от этого польза бизнес-сообществу? В регионе существуют различные союзы и ассоциации, которые объединяют промышленников и предпринимателей. Они становятся площадками для общения, для формулирования общих проблем. И следующим шагом может стать разработка предложений, направленных на развитие целых отраслей. И эти предложения могли бы лечь в основу соответствующих законопроектов. В.: Какие насущные для бизнеса вопросы сейчас находятся на рассмотрении в Законодательном собрании? О.: В программе законопроектных работ на 2007 год предусмотрено рассмотрение ряда нормативных правовых актов, так или иначе касающихся развития бизнес-среды. В частности, мы будем активно заниматься поддержкой малого бизнеса, причем, как я уже говорил, речь будет идти о системном подходе, а не о простом увеличении финансирования. Второй важнейший момент — формирование нормативно-правовой базы по новым инвестициям. Сегодня промышленные площадки и технопарковые зоны являются ключевыми точками роста в муниципальных образованиях. Но пока у нас нет четкого разграничения полномочий органов государственной и муниципальной властей по формированию инфраструктуры вокруг них, нет правовой базы, регулирующей обязательства каждой из задействованных сторон. Еще одно направление, которым мы будем заниматься, — разработка мер отраслевой поддержки региональной экономики. В частности, они будут касаться агропромышленного комплекса, лесной отрасли, машиностроения и ряда других значимых для региона отраслей. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Афанасий-биржа" |