22.12.2008  Информационная поддержка малого бизнеса должна быть комплексной

   «Ситуация в экономике сейчас тревожная, но мы будем бороться, чтобы малый и средний бизнес продолжал развиваться и выдержал это тяжелое время», - такими словами председатель комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства Александр Иоффе открыл в пятницу, 19 декабря, совместное заседание комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства и комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. По словам А.Иоффе, в кризисное время особенно важно предоставить малому бизнесу информационную поддержку, которая позволила бы ему расширить рынки сбыта своей продукции. Председатель комитета ТПП РФ полагает, что сейчас было бы целесообразно обратиться от имени Торгово-промышленной палаты РФ с официальным письмом в Минэкономразвития, в котором просить о предоставлении государственной поддержки информационным ресурсам в сфере малого предпринимательства.
   На обеспечение эффективной информационной поддержки предпринимательства на федеральном уровне направлено создание общероссийского государственного информационного центра для оказания госуслуг на федеральном, региональном и муниципальном уровне (ОГИЦ). Оператором этого центра является Федеральное агентство по информационным технологиям. Как сообщил начальник отдела агентства Владимир Голобоков, основная задача ОГИЦ – формирование единой информационной системы, призванной объединить и организовать взаимодействие уже действующих разрозненных информационных систем министерств и ведомств. В рамках центра создается портал ОГИЦ, который в будущем году планируется ввести в опытную эксплуатацию. Его задачами будет, во-первых, обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия, а во-вторых, предоставление государственных услуг гражданам и организациям.
   Важную роль в электронном взаимодействии граждан и государства должен будет сыграть единый удостоверяющий центр, который обеспечит гарантии того, что электронные документы предоставляются конкретному адресату с фиксацией времени, обеспечением целостности, подлинности, авторства и конфиденциальности, а также осуществляются соответствующие процедуры предоставления необходимых свидетельств, имеющих юридическую силу. Благодаря ОГИЦ после создания национальной идентификационной системы на базе ЭЦП будут действовать виртуальные торговые площадки, банковские платежные системы, системы дистанционного образования, электронные библиотеки, станет возможна электронная оплата услуг ЖКХ, защита авторских прав и проч. Услуги, которые будут предоставляться посредством центра, - это оформление и выдача различных документов, в том числе лицензий, разрешений и др., госрегистрация, аккредитация, проведение проверок деятельности физических и юридических лиц, выдача заключений, работа с обращениями физических и юрлиц, оказание платных информационно-консультационных услуг и проч.
   По мнению А.Иоффе, эта работа крайне нужна, хотя она и несколько запоздала. Централизованное оказание государственных услуг населению и организациям необходимо, подчеркнул он. Кроме того, заметил председатель комитета ТПП РФ, без единого удостоверяющего центра невозможна нормальная организация электронных торгов.
   Именно о них говорила генеральный директор информационного центра Вологодской ТПП Анна Пурясева. По ее словам, сегодня во многих регионах созданы электронные площадки для проведения аукционов, но условия работы на них существенно отличаются. В частности, специалистами информационного центра Вологодской ТПП был проведен анализ 11 региональный сайтов, где проводятся электронные аукционы, в ходе которого оказалось, что даже для регистрации на этих площадках от предпринимателей требовался разный пакет документов. Не во всех регионах предусмотрен отказ участнику в регистрации в связи с нахождении информации о нем в Реестре недобросовестных поставщиков. Таким образом, потенциальные участники торгов вынуждены нести серьезные временные и финансовые издержки для регистрации на электронных площадках, а заказчики не застрахованы от недобросовестных поставщиков. Однако, отметила А.Пурясева, во всем этом есть и положительный момент: сегодня заказчик имеет возможность получить дополнительные сведения о поставщике заранее, до самой процедуры аукциона.
   С 2010 года ситуацию изменят поправки в федеральный закон о госзаказе (94-ФЗ), которые, с одной стороны, устанавливают единый, исчерпывающий и весьма ограниченный перечень документов, которые участник торгов должен будет предоставить при регистрации в системе. С другой стороны, затруднений при прохождении процедуры аккредитации это не снимет. Кроме того, заказчик лишается возможности получить дополнительные сведения об участниках аукциона до торгов. «И если сейчас больше проблем испытывают поставщики, то после вступления в силу изменений в 94-ФЗ проблемы начнутся у обеих сторон», - считает А.Пурясева.
   Одним из возможных решений проблемы она назвала "создание территориально распределенной сети единых аккредитационных центров", которые могли бы выполнять две функции: максимально упрощали бы процедуру аккредитации и предоставили бы возможность заказчику получить необходимые сведения о поставщике. А.Пурясева считает возможным создание таких центров на базе региональных торгово-промышленных палат.
   А.Иоффе назвал поднятую проблему чрезвычайно важной. «Электронные аукционы – это наиболее открытая и честная форма торгов по госзаказу. Но 94-ФЗ несовершенен, и в этой части тоже. Механизм проведения электронных торгов нужно совершенствовать, в том числе и на законодательном уровне», - считает он.
   Еще один вопрос, обсуждение которого состоялось в ходе заседания, - информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности российских предприятий. О том, что в этом направлении предпринимают федеральные власти, рассказала заместитель директора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России Галина Мартинкевич. Она сообщила, что на сегодняшний день действует три федеральных ресурса в сфере ВЭД: информационно-поисковая система «Экспортные возможности России», «Информационная система торговых представительств РФ» и «Внешнеэкономические отношения и международные правила торговли». Однако эти ресурсы никак не взаимосвязаны, информация на них разрозненная. В связи с этим планируется создать единый портал внешнеэкономической деятельности, который, с одной стороны, станет информационным ресурсом госорганов по регулированию ВЭД, с другой – объединит тематические ресурсы по этому направлению.
   Президент МА «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова полагает, что, действительно, создание такой единой информационной системы в сфере ВЭД необходимо, однако она считает важным прежде проанализировать возможности уже действующих в сети Интернет систем, таких как, например, Российский деловой портал «Альянс Медиа», «Сеть информационного обмена региональных агентств СИОРА» и др. «Для начала надо понять, что уже создано и в каком объеме», - подчеркнула Е.Емельянова.
   Такого же мнения придерживается и А.Иоффе. Признавая важность создания такого единого портала, он в то же время обратил внимание, что в этом направлении уже много сделано, и все действующие информационные ресурсы в сфере ВЭД должны быть интегрированы в этот портал. Там, по мнению А.Иоффе, должна содержаться актуальная информация по правовым вопросам, а также сведения о тех госструктурах, которые способствуют продвижению российских предприятий на зарубежные рынки.
   Как пояснил президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий, речь не идет о создании некого нового портала, куда будет включаться вся информация из других, уже действующих систем. Основная задача портала будет состоять в налаживании эффективного взаимодействия между уже работающими системами, с тем чтобы предприниматель в одном месте мог получить информацию комплексно.
   На информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности российских предприятий направлена и создаваемая в регионах России сеть европейских информационных корреспондентских центров (ЕИКЦ). Как рассказал председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, эти центры распространяют информацию и консультируют предприятия по различным аспектам деятельности в ЕС. Центры отвечают на вопросы малого и среднего бизнеса в сфере делового сотрудничества, программ и проектов Еврокомиссии, финансирования и привлечения средств и проч. Кроме того, центры занимаются непосредственно организацией делового сотрудничества малых и средних предприятий разных стран, поиском партнеров для них.
   ЕИКЦ-Россия был создан в прошлом году на базе Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, сейчас действует 17 его региональных центров, в том числе и в Москве. Основные задачи ЕИКЦ-Россия – распространение информации о Евросоюзе, содействие в установлении деловых связей между российскими и европейскими малыми и средними компаниями, предоставление информации о возможностях рынков ЕС и РФ, а также различной деловой информации по запросам российских и европейских предприятий.
   Оценивая этот проект, А.Иоффе назвал его «перспективным и нужным, он дополняет другие информационные ресурсы». «Главное, чтобы этими ресурсами начали активно пользоваться малые и средние предприятия», - подчеркнул он.
   ИА "Альянс Медиа"