18.06.2010 Инновационная экономика нуждается в управленцах, инженерах и рабочих Участию торгово-промышленных палат и объединений предпринимателей в формировании кадрового потенциала для модернизации экономики было посвящено заседание правления ТПП РФ, состоявшееся в Центре международной торговли 17 июня. Президент ТПП РФ Евгений Примаков во вступительном докладе заметил, что сегмент российской инновационной экономики испытывает значительный дефицит кадров всех звеньев – и высшего, и среднего, и низшего. Это касается прежде всего управленческих, инженерных и рабочих кадров. «При этом спрос на «гуманитарные» специальности - юристов, экономистов и управленцев - со стороны бизнеса и государственных учреждений довольно низок», - подчеркнул Е.Примаков. По его словам, кадровый кризис осложнён и демографическими проблемами. «Трудоспособное население в возрасте до 30 лет составляет 16% от всего трудоспособного населения страны, и этот показатель продолжает снижаться. В Советском Союзе он был равен 40%», - добавил Е.Примаков. В число стратегических задач руководства страны и ТПП РФ в частности входит создание непрерывного потока подготовки кадров, прежде всего управленческих, выстраивание системы поиска одарённой молодёжи. «Мы должны войти в шестой по счёту технологический уклад экономики, в котором уже находятся развитые страны мира, и для этого нам нужно создать целую сеть образовательных кластеров, где обучение бы развивалось с начальных классов школы и продолжалось вплоть до переподготовки профессиональных специалистов. Зачатки кластеров такого типа уже есть в Новосибирске, Ижевске, Татарстане», - сообщил Е.Примаков. России, по его мнению, следует как можно быстрее восстановить разрушенную систему профессионального технического образования, существовавшую в Советском Союзе. «Через президентскую программу подготовки кадров сегодня прошло уже 30 тыс. менеджеров среднего звена, она должна быть продлена до 2013-го года. Следует принять меры, чтобы к программе как можно активнее подключались специалисты малого и среднего бизнеса», - считает Е.Примаков. Программе следует ориентироваться на переподготовку специалистов «продуктивного возраста» - 40-50 лет. «За талантливую молодежь на Западе давно уже борются различные образовательные фонды поддержки, правительственные и коммерческие организации. Президент США Б.Обама ориентирует американские поиски талантливой молодёжи на бедные семьи. Разве такая постановка вопроса не актуальна для нашей страны? Наш бизнес сегодня выделяет лишь 2% на образование своих сотрудников, подготовку и переподготовку кадров, он несет на себе лишь 25% расходов на научные исследования. Похоже, российские бизнесмены в большинстве своём пассивно ждут повышения цен на сырьё, отвергая инновации, и такая ситуация вряд ли кому-то может показаться нормальной», - полагает Е.Примаков. Торгово-промышленной палате РФ, по его мнению, следует неотложно принять участие в разработке федерального законодательства об образовании, высшем и послевузовском профессиональном образовании, инициировать разработку российской национальной системы инженерных квалификаций. Успешный инновационный опыт регионов следует распространить как можно шире по стране при помощи системы ТПП. Сегодня подобный опыт наработан в Томске, Новосибирске и Татарстане. «В наших силах собирать данные по региональным рынкам труда и анализировать их в целях оптимизации образовательной системы. Здесь положительный пример показывают Вятская ТПП, ТПП республик Чувашия и Удмуртия. Также мы могли бы отработать совместно с банковским сообществом механизмы льготного кредитования студентов на образовательные цели, которые в общем кредитном портфеле российских банков занимают не более 1%», - предложил Е.Примаков. Он выделил позитивный опыт Московской ТПП по созданию общественных штабов трудоустройства вузовских выпускников, призвал ко всемерному распространению движения студенческих отрядов, которые не столько решают проблему молодежной занятости, сколько помогают решению оперативных задач на фоне инфраструктурных неурядиц и в строительстве, и во многих смежных отраслях. «Для нас актуален и опыт Казахстана, где создан Общественный совет по подготовке кадров с участием республиканской ТПП. Если мы сегодня откажемся от адаптации самого лучшего опыта, боюсь, у нас большие шансы оказаться на обочине исторического процесса», - резюмировал Е.Примаков. Ректор Московского государственного автомобильно-дорожного технического университета (МАДИ), председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Вячеслав Приходько предложил ввести льготное налогообложение средств, направляемых вузами на модернизацию учебного процесса. Это предложение он внёс от имени Комитета ТПП РФ. «Мы несправедливо предаём забвению национальный проект «Образование», в рамках которого удалось бы многое сделать на ниве подготовке кадров для инновационной экономики. Начальное и среднеспециальное образование можно развить при помощи комплекса мера, уже утвержденного Правительством РФ», - утверждает В.Приходько. По его словам, комитет принял участие в организации двух всероссийских конференций по совершенствованию национальной системы образования и подготовки кадров, которые поставили целью разобраться с профессиональной ориентацией молодежи и дефицитом рабочих кадров. «Демографический спад не такая уж трагедия, если верно распределить образовательные акценты. Здесь нам понадобится помощь отечественных предпринимателей. Мы должны выстроить систему добровольной сертификации персонала, организовать новую систему финансирования учебных учреждений, над которыми дамокловым мечом висит план приёма, спускаемый сверху», - продолжил В.Приходько. В заключение он добавил, что система единого государственного экзамена (ЕГЭ) сегодня не отвечает требованиям инновационной экономики: один замер знаний учащегося недопустим. Даже в Швейцарии таких замеров проводится до семи-восьми. Президент ТПП Чувашской Республики Игорь Кустарин порекомендовал регионам тщательнее исследовать местные рынки труда рынки образовательных услуг. «Нужен общенациональный стандарт состояния этих рынков. Для того чтобы полнее выявить тенденции, мы организуем серию конференций, специальных семинаров и телепередач. У нашей ТПП есть лицензия на образовательную деятельность, благодаря чему действует наш учебно-методический центр. Мы также создали при ТПП филиалы кафедр ведущих вузов республики», - сообщил И.Кустарин. ТПП республики непосредственно и напрямую участвует в формировании регионального заказа потребности в кадрах, разрабатывает профессиональные стандарты, корректирует образовательные программы. При участии ТПП республики создан Центр сертификации персонала. Ректор Московского государственного университета (МГУ) Виктор Садовничий напомнил, что в 90-е гг. прошлого века уровень школьного образования резко снизился, выросло число коммерческих вузов, подверглась фактическому уничтожению из-за хронического недофинансирования отраслевая и фундаментальная наука. «Сегодня количество часов, выделяемых школьной программой на математику, физику, химию, историю и русский язык, постоянно снижается. Большие вопросы вызывает и двухуровневая система образования в вузах. В инновационной экономике специалист, обучаемый в течение 4-х лет (бакалавр), с учётом сложности взваливаемых на него проблем, будет явно неконкурентоспособен. МГУ предлагает готовить инженерную элиту, но за шесть лет, не менее. Мы вообще должны понять, в каких отраслях нам достаточно будет бакалавров, а в каких этих степеней образования совершенно недостаточно», - указал В.Садовничий. В течение 3-х лет Союз ректоров России возрождает олимпиадную систему, и каждый год в олимпиадах принимает участие до полумиллиона талантливых ребят. Олимпиадная система призвана выявлять и сопровождать талантливую молодежь со школьной скамьи. «Мы учредили отдельную программу «Талант-Преодоление» для инвалидов, понимая, что сотрудничество образовательной системы и бизнеса страны пока развивается в совершенно неудовлетворительном темпе. Об этом говорят наши исследования. Лучшими работодателями страны, согласно им, являются крупные госкорпорации, такие как «Ростехнологии», РАО «РЖД», и некоторые частные корпорации, такие как «Лаборатория Касперского». В наших силах сегодня создать корпоративные университеты, которые займутся целевой подготовкой своих учащихся по заказу бизнеса», - заявил В.Садовничий. По его данным, заявок на юристов, экономистов и управленцев от бизнеса поступает довольно много, но ни одна заявка не касается специалистов по высоким технологиям, что может означать лишь одно – незаинтересованность отечественного бизнеса в инновациях. «Теряя культуру науки, знаний, мы не должны смиряться с этим. Национальная система подготовки научных кадров, которую нам предстоит создать, будет развиваться с самых первых шагов человека по земле – с детского сада», - заключил В.Садовничий. Генеральный директор ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак», председатель Комитета ТПП по промышленному развитию Валерий Платонов призвал обратить внимание на перенасыщенность рынка менеджерами. «Национальный проект «Образование» следует адаптировать к сегодняшним условиям кадрового дефицита. Надо пропагандировать рабочие профессии», - считает В.Платонов. Заместитель министра образования и науки РФ Алексей Пономарев сообщил, что 54 крупнейших государственных компании готовы принять планы инновационного развития, включающие взаимодействие с вузами в области подготовки кадров, развития «инновационной компоненты». Эти планы разрабатываются при участии Минобрнауки РФ и Минэкономразвития РФ. «Программа создания технологических платформ и коммуникативных площадок также послужит инновационному развитию. По ней уже начались конкурсы. 12 млрд рублей будет выделено Министерством образования и науки на три года, они будут израсходованы на мероприятия по развитию инновационной структуры в вузах. В них примут участие виднейшие ученые, представители региональных торгово-промышленных палат», - заключил И.Пономарев. Заместитель председателя Центрального совета Союза машиностроителей России Владимир Гутенев заявил, что в результате преобразований страна должна прийти к такой системе, при которой технический специалист должен быть востребован в реальном секторе экономики в своей стране. «Олимпиадное движение может помочь в раннем выявлении талантов, а в дальнейшем вырасти в систему выявления и воспитания их. Союз машиностроителей России заключил соглашение с Рособрнадзором на предмет контроля качества образования, образовательных стандартов. Мы считаем, что вузы, занятые в обучении иностранных студентов, должны получать государственные дотации, и то же самое должно касаться предприятий, посылающих своих специалистов стажироваться за рубеж», - предложил В.Гутенев. Он пригласил собравшихся к участию в конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России». В эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» В.Гутенев, отвечая на вопрос о значении нового форума «Технологии в машиностроении-2010», заметил, что мероприятие будет кардинально отличаться от других форумов сходной тематики и состоять из трех основных блоков – выставки, демонстрационной программы и форума. «На форуме будет премьер-министр России Владимир Путин. В форуме примут участие крупнейшие госкорпорации и главы профильных ведомств федерального уровня. Ожидается множество подписаний взаимных соглашений о сотрудничестве», - заявил В.Гутенев. Он обратил внимание на презентацию проекта «Единой России» «IT-прорыв», подразумевающего раннюю селекцию, поддержку и развитие молодых дарований в IT-сфере. «Проект имеет особенно важное значение в связи с развитием олимпиадного движения. Руководителем его будет генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Проект затронет и школьников, и студентов, и IT-специалистов. Фактически он станет круглогодичной олимпиадой, которая призвана предотвратить отток российских высококвалифицированных кадров за рубеж. Об этой проблеме еще будут говорить на «Инновационной смене» в рамках форума на Селигере», - пообещал В.Гутенев. ИА "Альянс Медиа" |