27.07.2005  Москва: прошло обсуждение законопроекта об основах госполитики по развитию малого предпринимательства

   Во вторник, 26 июля, в Центральном доме предпринимателя состоялось заседание Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, в ходе которого прошло обсуждение проекта федерального закона «Об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», подготовленного ТПП РФ.
   Открывая заседание, председатель ОЭС Александр Иоффе отметил, что на сегодняшний день тема разработки нового закона о малом бизнесе является чрезвычайно важной и острой, хотя обсуждение этого вопроса идет уже несколько лет и в правительстве, и в различных предпринимательских объединениях. А.Иоффе сообщил, что вариантов данного законопроекта было несколько, в том числе предлагали свое видение данного документа Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы и ТПП РФ. "Было время, когда Минэкономразвития РФ высказывало мнение, что данный закон вообще не нужен, так как вопросы развития и особенностей деятельности малого бизнеса регулируются иными законодательными актами РФ, в частности, Налоговым кодексом и КоАП. Однако необходимость закона о малом бизнесе удалось отстоять, и на сегодняшний день Правительство РФ готово рассмотреть новую версию закона", - отметил А.Иоффе. Он также сообщил, что на 1 августа намечено заседание экспертного совета при МЭРТ РФ, где дискуссия по данному вопросу будет продолжена.
   С докладом по рассматриваемому вопросу выступил директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Владимир Быков. Он пояснил, что изначально вариантов закона о малом бизнесе было много, но сейчас наступило время, когда пора прийти к единому варианту закону. Данный законопроект является рамочным, сообщил он, и сегодня «не вызывает отторжения у МЭРТ и Минфина». «Мы исходим из того, что плохой неработающий закон никому не нужен», - подчеркнул В.Быков. Сейчас, по его словам, разрабатывается федеральный бюджет на 2006 год, и необходимо, чтобы в нем отдельной строкой была прописана поддержка субъектов малого предпринимательства.
   В.Быков в своем выступлении представил краткий анализ законопроекта. Так, в документе предусматривается совершенствование понятийного аппарата, характеризующего сферу деятельности малого бизнеса. Прежде всего, в законопроекте прописаны определения субъектов малого предпринимательства - микро-, малого бизнеса. Новшеством является то, что к субъектам малого предпринимательства относится в том числе и фермерство, но из этого понятия исключаются ГУПы. Впервые дано определение среднего бизнеса.
   По словам В.Быкова, законопроект предполагает единственный критерий отнесения предприятий к сфере малого бизнеса – среднюю за год численность работников. Для выработки этого критерия по поручению ТПП РФ было проведено масштабное исследование малого предпринимательства в 9 регионах РФ, в ходе которого было опрошено около 5 тыс. респондентов. «В результате мы вышли практически на европейские критерии: к микропредприятиям мы относим предприятия с численностью работающих на них до 15 человек, к малым предприятиям – до 50, а также впервые вводим критерии средних предприятий – с численностью занятых до 250 человек», - сообщил он.
   Как сообщил В.Быков, если законопроект будет принят в нынешнем виде, то к малому бизнесу будут относится примерно 90% действующих сейчас в РФ малых предприятий. В это число не войдут некоторые предприятия сферы промышленности, транспорта, строительства. Поддержка этих предприятий будет компенсироваться за счет реализации адресных целевых программам, пояснил он.
   В.Быков отметил, что при обсуждении критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса было решено не учитывать показатель годового оборота. Этот критерий недостаточно эффективен, считает он, так как малые предприятия зачастую искажают показатели своей отчетности, кроме того, в нем не учитывается дефлектор инфляции. По его словам, было предложено также отказаться от критерия «вид предпринимательской деятельности». Этот критерий вводить нерационально, так как малый бизнес сегодня очень многопрофильный, в течение одного отчетного года до 40-50% предприятий меняют вид деятельности, иногда бизнес становится комбинированным, пояснил В.Быков.
   Также в законопроекте прописано понятие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, куда относятся и бизнес-инкубаторы, и агентства поддержки, и фонды поддержки и проч. «В предыдущем законе этого не было, мы закрепляем существующую мировую и российскую практику, чтобы объектам инфраструктуры была адресно оказана помощь», - отметил В.Быков.
   Кроме того, сообщил он, важной нормой законопроекта является "неприменение к субъектам малого и среднего предпринимательства положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение". В законопроекте также прописана норма добровольного перехода для малых предприятий в течение одного отчетного года с той или иной формы налогообложения на другую. «Предприниматель сам должен решать, какую форму налогообложения ему выгодно использовать для своего бизнеса», - подчеркнул В.Быков.
   В целом, отметил он, основная цель данного законопроекта - повысить вклад малого бизнеса в ВВП страны. "Суть закона - как государство планирует поддерживать малый бизнес. Без государственной поддержки малый бизнес сегодня развиваться не может", - уверен он.
   В.Быков также сказал, что после принятия данного законопроекта возникнет необходимость внесения серьезных изменений в целый комплекс законов.
   Председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, выступая на заседании, сообщил, что при разработке рассматриваемого законопроекта ТПП РФ отталкивалась от того, что в нем необходимо прописать механизмы, позволяющие снять накладные расходы с малого предпринимательства. В.Ермаков пояснил, что «сейчас малый и средний бизнес отдан на прокорм чиновников разного уровня». В связи с этим в законопроект необходимо заложить нормы, которые давали бы предпринимателям судебные перспективы в этом отношении, ограничивали бы чиновничий беспредел. «Если это все не будет прописано в законе, менять неработающий старый закон на декоративный новый смысла нет», - подчеркнул В.Ермаков.
   Принимая участие в обсуждении законопроекта, А.Иоффе затронул вопрос о том, какова будет судьба тех предприятий, численность занятых которых находится между 50 до 100. Сейчас такие предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, однако если закон будет принят в сегодняшнем виде, то условия их деятельности будут значительно ухудшены. «Нужна четкая норма для тех предприятий, которые зарегистрированы до конкретного времени и действуют в соответствии со старым законом о поддержке малого бизнеса, они все равно продолжают считаться малыми предприятиями», - полагает А.Иоффе.
   В ходе обсуждения данного законопроекта в том числе поднимались вопросы отражения в нем проблем банковского кредитования малого бизнеса, развития микрофинансовых структур, подтверждения статуса малого предприятия, развития межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого бизнеса, функционирования советов по развитию малого и среднего предпринимательства, предотвращения уклонения малого бизнеса от уплаты налогов, ограничения возможности дробления крупного бизнеса с целью получения государственной поддержки. Кроме того, было высказано мнение, что в нем должна быть статья о специальных правовых режимов для определенных категорий предприятий малого предпринимательства, нужно предусмотреть дифференцированные режимы налогообложения некоторых видов предприятий, в частности, стартующих и инновационных.
   Начальник отдела нормативно-правовой политики и юридической экспертизы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Михаил Коконин предложил оставить прежний критерий отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса - с численностью до 100 человек. Также он считает необходимым не отказываться от понятия дохода в качестве второго критерия отнесения предприятия к малому. Кроме того, М.Коконин отметил, что в данном законопроекте то, что представлено как реализация прав регионов в сфере поддержки малого предпринимательства, разбито по разным статьям и прописано очень нечетко. "В законопроекте необходимо прописать, что региональные власти имеют право вести реестр малых предприятий. Если это прописано не будет, никакого реестра не будет", - заявил он.
   Заведующий кафедрой государственного управления и менеджмента Российской экономической академии им. Плеханова Андрей Орлов, говоря о перспективах принятия закона, отметил: так как на сегодняшний день существует два законопроекта - о малом и среднем предпринимательстве и об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, то либо должно существовать два отдельных, либо нужно создавать один интегральный закон.
   Подводя итоги обсуждения, А.Иоффе подчеркнул, что «должен существовать предел выхолащивания законопроекта». Действующий закон, по его словам, неплохой, однако его реализация зависит от позиции конкретной администрации. В новом законопроекте формулировки должны быть более жесткими, считает он.
   ИА "Альянс Медиа"