25.06.2008  Когда развитие МБ станет реальным приоритетом для РФ, пока неясно

   На прошедшем 26 мая 2008 года Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке» социологи информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства и службы «Кассандра» при поддержке комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства провели анкетирование участников. Опрос проводился на секционных заседаниях в Торгово-промышленной палате РФ и в Центральном доме предпринимателя.
   В исследовании приняли участие индивидуальные предприниматели (15%), представители малых и средних предприятий (58%), микропредприятий (6%), а также органов исполнительной и законодательной власти (9%), структур поддержки и/или предпринимательских объединений (12%) на уровне владельцев (совладельцев) предприятий – 49%, руководителей (директоров) предприятий и организаций - 35%, руководителей среднего звена – 8%. Средний стаж деятельности опрошенных составляет примерно 10 лет.
   Как свидетельствуют результаты исследования, большинство предпринимателей (64%) в целом устраивают итоги развития малого бизнеса в РФ за последние 20 лет, отрицательно на этот вопрос ответили 24% респондентов. При этом 63% опрошенных считают, что за эти годы малый бизнес в основном повлиял на расширение потребительского рынка и обеспечение занятости населения, 61% полагают, что велика роль малого предпринимательства в развитии частной инициативы, 37% уверены, что малый бизнес формирует конкурентную среду в экономике, 24% - рост налоговых доходов бюджетов всех уровне.
   В то же время 66% опрошенных отмечают, что им не полностью удалось реализовать свои цели в малом бизнесе, достигли их лишь 6%, 16% респондентов считают, что своих целей они не достигли.
   По мнению 55% участников опроса, вклад малого и среднего бизнеса в развитие российской экономики в ближайшие два года будет возрастать, противоположного мнения придерживаются лишь 7% опрошенных, еще 17% полагают, что он не изменится. Респонденты считают, что в ближайшие годы конкурентоспособность российского малого и среднего бизнеса возрастет (34%) или не изменится (22%), 11% опрошенных отметили, что она снизится.
   Большинство предпринимателей оценили условия развития малого и среднего бизнеса в РФ как «плохие» (49%) или «удовлетворительные» (41%), «хорошими» их считают лишь 3% опрошенных. Членство в ВТО, по мнению участников опроса, «отрицательно» скажется на развитии малого бизнеса в РФ (38%), лишь 17% респондентов заявили, что ожидают улучшения условий работы, 10% думают, что присоединение России к этой организации на малом предпринимательстве РФ никак не скажется, а 35% вовсе затруднились ответить на этот вопрос.
   Как средний (44% и 53%) и низкий (49% и 20%) оценили респонденты уровень подготовленности соответственно малого и среднего бизнеса к работе в рыночных условиях. В то же время они уверены, что успешная работа предпринимателей без предложения чиновникам взяток и при строгом соблюдении законов либо невозможна (28% и 43% в первом и втором случае соответственно), либо возможна с трудом (46% и 42%).
   При этом свой уровень правовой подготовленности лишь 18% опрошенных оценили как достаточный, 60% респондентов заметили, что он достаточен не по всем вопросам.
   «Удовлетворительно» финансовое положение своей фирмы оценили 66% опрошенных, «хорошо» - 13%, «плохо» - 8%.
   По мнению участников опроса, для развития малого и среднего предпринимательства наиболее важны качество продукции и услуг (48% респондентов), конкурентоспособность бизнеса (39%), объем производимой продукции/услуг (31%), доля в ВВП (28%), уровень зарплаты (28%), инновационная направленность (26%), производительность труда (26%), а также доля предпринимателей в среднем классе (25%).
   Большинство участников опроса склоняются к мнению, что в ближайшие 2-3 года возрастет освоение малым бизнесом новых видов деятельности (54% опрошенных), вырастет количество малых и средних предприятий в РФ (51%), число малых и средних компаний в инновационной сфере (47%), при этом 46% полагают, что участие таких предприятий в социальных программах не изменится.
   45% респондентов выразили сомнения в части своих ожиданий от перехода малого бизнеса на принципы саморегулирования, тогда как 12% полностью поддерживают такой переход, а 9% не поддерживают. Кроме того, 34% опрошенных отметили, что недостаточно знакомы с законодательством о СРО.
   39% респондентов полагают, что региональные власти не придают «практически никакого» внимания развитию малого бизнеса, 29% опрошенных считают, что придают «некоторое», еще 9% - «важное», при этом 23% вообще отметили, что какое значение власти субъектов РФ придают развитию этого сектора экономики, «понять трудно».
   В ответ на просьбу оценить работу госслужб предприниматели заявили, что «меньшинству» из них свойственны качественный сервис, непредвзятость в решении вопросов и профессионализм (58%, 52% и 56% соответственно). При этом они положительно оценивают (73% респондентов) введение в число критериев оценки деятельности муниципальных властей показателей развития малого и среднего бизнеса.
   Часть вопросов касалась отношения предпринимательского сообщества к последним изменениям во властных структурах на федеральном уровне и к госполитике в сфере малого бизнеса. Так, 51% респондентов заявили о своей поддержке Комплекса мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, а 36% признались, что знакомы с этим документом недостаточно хорошо. От нового состава Госдумы и правительства бизнес в основном ждет позитивных перемен (40% и 56% соответственно), негативно свои ожидания охарактеризовали 35% и 21% соответственно.
   На вопрос, когда развитие малого и среднего предпринимательства станет на деле одним из приоритетов в стране, 42% респондентов ответили - «еще не ясно», по 17% опрошенных полагают, что это произойдет через 5-10 лет либо через 3-5 лет, 11% - через 2-3 года, 7% уверены, что это уже происходит.
   ИА "Альянс Медиа"