06.10.2008  В ТПП обсудили, как сотрудничать с Инвестиционным фондом РФ

   Механизмы работы Инвестиционного фонда РФ обсуждались на круглом столе, состоявшемся 6 октября в Торгово-промышленной палате РФ.
   Заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский отметил, что само по себе создание Инвестиционного фонда пока не оказало на экономику существенного влияния.
   «Мы не сумели в полной мере воспользоваться благоприятными факторами для перехода на инновационные рельсы: ни рынок, ни его субъекты в инновациях не заинтересованы. Они слишком дороги, во-первых, а во-вторых, у многих руководителей и сейчас неверное представление об инновациях как о неких отчетах, пылящихся на полках в ведомствах, чаще всего оборонных, что реальности никак не соответствует. Инновации – это прежде всего товар, а товаров среди отечественных перспективных идей действительно мало», - сказал В.Рудашевский.
   Поэтапно разъясняя тонкости инновационного процесса в РФ, управляющий партнер ООО "Финансовый и организационный консалтинг" (ФОК), председатель подкомитета по инновационной инфраструктуре ТПП РФ Моисей Фурщик заметил, что подача заявки в Инвестиционный фонд РФ является процедурой тонкой и ответственной.
   «Не каждый убыточный проект можно подтолкнуть к реализации средствами фонда. Обрушившийся сейчас на мировую экономику кризис поставил инноватора перед проблемой изыскания средств, таким образом, рычаг госсредств приобретает сегодня особенно весомое значение: ставка дисконтирования в кризисные периоды повышается», - пояснил М.Фурщик.
   По его словам, комплексность проекта означает участие в нем и государства, и бизнеса, но у региональных властей и бизнеса чаще всего находятся в разработке несколько значимых проектов, из которых нужно уметь выделить главные, и выбор этот должен быть системным, то есть заинтересовывающим государство.
   «Инвестиционный консультант, знающий требования фонда, неизменно пригодится при выносе проекта на обсуждение», - считает М.Фурщик.
   Типичными ошибками региональных властей являются представление о том, что фонд может решить сразу все региональные проблемы, включение в обсуждение слишком большого числа инстанций, что затягивает рассмотрение проекта, отсутствие поддержки проекта основным «интересантом» – губернатором края или области, а также избыточная ориентация на генерального инвестора.
   Подавая инвестиционный проект в фонд, следует обеспечить сильную взаимную связь его государственной и коммерческой частей.
   «Проект должен быть высокорентабельным и без подключения к нему средств фонда. Не следует слишком занижать госчасть или слишком завышать коммерческую. Слишком мелкомасштабные проекты фонд рассматривать не станет. Коммерческую часть не следует отдавать на обеспечение псевдокоммерческому инвестору (ГУПу или МУПу). Также недопустимо подавать проект в фонд, когда коммерческие объекты уже построены, а часть, приходящаяся на фонд, выходит на региональный лимит», - сообщил М.Фурщик.
   У каждого инвестиционного проекта должна быть сильная концепция, связывающая его с федеральными инфраструктурными проектами, сильная региональная поддержка, качественная проработка всех стадий финансирования и правовых вопросов. Инвестиционный проект должен содержать в себе и дополнительные эффекты – либо синергетический, т.е. оказывающий влияние на другие отрасли, либо мультипликативный, то есть являющийся основой других инвестиционных проектов.
   «Слабый регион может сыграть на своей слабости в выгодную сторону: он легче сможет доказать фонду, что на его территории нужно строить инфраструктурные предприятия. Сгладить региональное неравенство сегодня - жизненная необходимость», - заключил М.Фурщик.
   ИА "Альянс Медиа"