19.03.2006  Орловская область: предприниматели активно «клонируют» товарные знаки

   Дублирование известных товарных знаков как метод продвижения своего бизнеса становится все более популярным. По данным делового еженедельника «Просторы России», если в прошлые годы в Орловской области такие случаи были единичными, то в 2005 году в антимонопольную службу обратились уже десятки обиженных организаций.
   Любая серьезно настроенная на успех компания изобретает собственный товарный знак. Со временем он «обрастает» историей продвижения организации, становится ее бизнес-именем, а для потребителей превращается в своеобразный показатель качества и надежности. Именно в этот момент на соседней улице, «вылупляется» предприятие с таким же товарным знаком, оформлением помещений и аналогичной униформой сотрудников. Единственное, что может спасти честь компании, - заблаговременная регистрация товарного знака. Этим весомым козырем оперировали орловские предприниматели, обращаясь в антимонопольную службу за помощью в 2005 году. Практически во всех случаях удалось восстановить справедливость.
   По мнению председателя коллегии адвокатов Орловской области «Межрегиональный юридический центр» И.Егорова, единственный способ защитить свой товарный знак - это его регистрация. На сегодняшний момент это самый действенный способ отстоять свое деловое имя.
   Компания, не имеющая свидетельства регистрации на свой товарный знак, может не только стать жертвой недобросовестных конкурентов, но и попасть в сети аферистов. Мошенники-асы вычисляют фирмы, которые не зарегистрировали свой товарный знак. Найдя потенциальную добычу, аферисты регистрируют незащищенный знак на свое имя. Имея все права на его использование, подают в суд на организацию, которая якобы «увела» их бизнес-имя. В большинстве случаев мошенникам удается отсудить внушительные суммы.
   Товарный знак регистрируется в Москве в Роспатенте. В регионах работают патентные поверенные. В Орле ходят легенды об их существовании, но самих специалистов найти невозможно. Впрочем, зарегистрировать товарный знак также можно через другие организации. В Орле, в частности, такую услугу оказывает Торгово-промышленная палата.
   Как пояснил президент Торгово-промышленной палаты Орловской области С.А. Комаров, в палате занимаются разработкой товарных знаков, оформлением необходимой документации и отправкой заявления в Роспатент. При разработке товарного знака, специалисты помогут выбрать знак, который имеет меньший процент совпадения с уже имеющимися вариантами. После этого в Москву отправляется заявление. После того как из Москвы приходит документ, подтверждающий прием заявления на регистрацию, на товарный знак распространяется государственная защита. В Москве тем временем идет проверка уже зарегистрированных знаков на предмет обнаружения аналогичного варианта. Процедура регистрации занимает около полутора лет. После этого выдается официальное свидетельство. Стоимость регистрации плюс расходы на посредников обойдутся предприятию примерно в $ 1000.
   Крупный скандал по поводу присвоения товарного знака произошел в Орле в прошлом году. Товарный знак известной нефтяной компании без оформления договора забрали бывшие сотрудники. Имея на руках свидетельство регистрации, нефтяная компания обратилась в антимонопольную службу Орловской области. Через некоторое время находчивые сотрудники сняли с предприятия «чужое лицо».
   Бывают случаи, когда еще на стадии переговоров виновная компания добровольно отказывается от заимствованных брэндов. Недавно в Орле открылся московский фирменный магазин «Твое». Накануне открытия сотрудники магазина пережили шок, увидев в городе торговую точку с таким же названием. Причем располагался клонированный вариант в двух сотнях метров от оригинала. Дублированный магазин также занимался продажей фирменных вещей фабрики «Твое», но лишь частично. По договору использовать фирменный товарный знак можно в случае представления всего ассортимента одежды. Вопрос удалось решить путем переговоров. Клонированную вывеску изменили, но не кардинально. Осталось идентичное оформление, которое все равно магнетически действует на покупателей.
   Одна из крупнейших российских розничных сетей ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») открыла во Мценске несколько магазинов. Местные бизнесмены быстро ощутили невыгодное соседство с сильным конкурентом и предприняли меры, открыв магазины с аналогичным названием. Аналогичным до такой степени, что лишь перечитав магазинную вывеску по слогам, можно обнаружить подвох. Модернизированное название отличается от оригинала всего одной буквой. Находчивые конкуренты не постыдились дублировать и стиль оформления торговых залов.
   В представительстве ЗАО «Тандер» о дублировании своего товарного знака узнали от покупателей. Тем временем местные предприниматели открыли уже три магазина-клона. Трюк с присвоением товарного знака незначительно отразился на выручке компании-оригинала, но сам по себе факт этот крайне неприятный. Тонкость момента в том, что товарный знак магазинов «Магнит» имеет свидетельство регистрации. Но обращаться в суд в данной ситуации бессмысленно, поскольку названия магазинов визуально не отличимые, но по значению совершенно разные.
   Обнаружив несанкционированное использование своего товарного знака, руководство компании может обратиться в арбитражный суд. Если вина будет доказана, истцу выплачивается компенсация, размер которой варьирует от 1000 до 50 000 МРОТ. Но за последние годы в Орловской области в арбитражном суде не рассматривались дела о нарушении прав на интеллектуальную собственность.
   ИА "Альянс Медиа"