16.10.2006  Торговые площади пора развивать качественно

   Развитию рынка качественных торговых площадей была посвящена Международная конференция "Современные форматы торговли для мегаполиса", которая прошла 12 октября в Москве в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
   "Сегодня производство товара отошло на второй план. Стало главным не просто произвести продукцию, а найти рынки сбыта и продать ее", - этими словами открыл работу конференции Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации.
   В ходе первой сессии представители властных структур г. Москвы ответили на наиболее актуальные вопросы девелоперов и ритейлеров.
   Темпы роста товарооборота в столице охарактеризовал Анатолий Кочетков, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы. Торговые площади в городе размещены неравномерно, рынок еще не насыщен. Однако приходится и "остужать горячие головы", которые готовы осваивать под торговлю любые участки, ведь непрофессионально созданные объекты сейчас уже теряют свою привлекательность для покупателей. Одним из приоритетов для департамента является развитие торговых сетей, которые способны предложить покупателю более широкий ассортимент товаров высокого качества и доступные цены. Если сейчас доля сетевых предприятий торговли в Москве достигает 20%, то к 2009 г. она планируется на уровне 70%.
   Начальник управления нормативно-методического обеспечения, инвентаризации и оценки земель Департамента земельных ресурсов г. Москвы Игорь Шустов рассказал о новых расчетных нормативах, используемых при проектировании объектов сетевой розничной торговли. Раньше норматив был единым (120 кв. м на 1000 чел.), сейчас норма дифференцирована и увеличивается от периферии к центру города: спальные районы - 170 кв. м, центр - 300 кв. м на 1000 чел. В связи с этим в районах, которые не дотягивают до нормы, предполагается выделение дополнительных участков для строительства торговой недвижимости.
   Василий Калинкин, начальник управления инвестиционных торгов Департамента г. Москвы по конкурентной политике (Тендерного комитета), коснулся проблемы спекуляции земельными участками, а также темы обременений для инвесторов. В перспективе в столице планируется создание 22 площадок, которые по единой методике будут проводить торги.
   Что представляет собой целевая аудитория торговых центров, попыталась ответить Юлия Никуличева (Jones Lang LaSalle). Это представители среднего класса, которые на сегодняшний день составляют около 38% от всего населения Москвы. В эволюции современных форматов торговли можно выделить 3 поколения торговых центров, которые переживают смену типов якорных и других арендаторов, характеризуются ростом объема площадей. Третье поколение торговых центров пока не представлено в Москве. По мнению эксперта, емкость рынка торговых площадей в 2 раза больше его сегодняшнего объема.
   Вторая сессия конференции была посвящена возможностям и стратегиям освоения регионов России отечественными и иностранными девелоперами и ритейлерами.
   Тема привлекательности России для крупных зарубежных инвесторов была рассмотрена управляющим директором Российского совета торговых центров Олегом Войцеховским. Высокая динамика потребления по сравнению со странами Западной Европы вызвала "пожирание" площадок под торговлю в Центральной и Восточной Европе. Бум девелопмента сделал эти регионы конкурентами за институциональный капитал. Лидирующие позиции на рынке готовы занять Москва, Бухарест, София. Вторая очередь - Киев и второстепенные города России.
   Возможности для развития современных форматов торговли в Архангельске представил мэр города Александр Донской. Столица Поморья имеет все предпосылки для развития ритейла и качественных торговых площадей. Глава местной администрации пригласил к сотрудничеству сетевых операторов розничной торговли, питания и услуг, а также девелоперские компании.
   Выступление о ликвидности объекта торговой недвижимости и его подготовке к продаже Владислав Забродин, управляющий партнер юридической компании Capital Legal Services, начал словами "Наконец-то!". Наконец-то наш рынок начал принимать цивилизованные формы, рассматривая возможность продажи торгового центра после вывода его на проектную мощность. Однако заинтересованность в приобретении объектов пока выше, чем - в их продаже.
   Завершил работу конференции блок выступлений о специфике реализации девелоперского проекта в мегаполисе.
   На примере торгового комплекса "Город" Алексей Романов (корпорация "ТЭН") рассказал об опыте редевелопмента промышленных территорий.
   Для успешности крупных форматов торговли ключевое значение имеет организация транспортных потоков. Алексей Могила (Penny Lane Realty) рекомендовал региональным девелоперам осторожно относиться к копированию столичных объектов площадью 100 и более тысяч кв. м. Такие центры способны создать серьезные транспортные проблемы в городе и соответственно вызвать отторжение у покупателей.
   Проблему недостатка участков под застройку в центре мегаполиса может решить создание подземных торговых центров. Андрей Сухов ("Манежная площадь") сравнил затраты на создание и эксплуатацию наземного и подземного объектов (для последнего они в 5-7 раз выше). Однако это не помешало торговому центру "Охотный ряд" стать одним из самых успешных коммерческих проектов в России.
   Совмещение функций - также одна из особенностей современных объектов недвижимости. Ирина Кирсанова (ASTERA) описала плюсы и минусы различных сочетаний офисной, торговой, гостиничной, развлекательной, жилой составляющих.
   Участниками конференции стали более 100 специалистов девелоперских, управляющих, консалтинговых компаний, розничных сетей.
   Организаторы конференции: Российский совет торговых центров, Департамент потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы. Мероприятие было проведено при содействии Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ.
   ИА "Альянс Медиа"