03.11.2003  Калужская область: власти намерены уйти из бизнеса и отдать инициативу предпринимателям

   На конференции, устроенной Калужской торгово-промышленной палатой (КТПП), представители крупных предприятий пытались разобраться, чем им может помочь малый бизнес, и как, в свою очередь, помочь ему.
   «Мы считаем, что крупный бизнес выполняет в экономике базовые функции, цементирует, так сказать, ВВП, — говорил с трибуны председатель правления Калужской ТПП, гендиректор «Автоэлектроники» Андрей Перчян. — Малый же более гибок и легче перенастраивается. Он вроде бампера, смягчающего всевозможные удары».
   Все выступающие советовали повнимательней приглядеться к альянсу «большой бизнес — малый бизнес».
   «Здесь все просто, — заверил участников конференции глава группы «Эликор» Леонид Меерович. — Развитая экономика — это симбиоз малого и среднего бизнеса. А в бизнесе какая самая главная заповедь? Делай только то, что можешь делать лучше всех. Что из этого следует? А вот что: все побочные операции, что у крупного бизнеса не получаются эффективно, по определению должны передаваться малому. Тому, кто превратит их в эффективные».
   Далее г-н Меерович посоветовал сконцентрироваться на теме промышленных округов. Это когда в одной местности развивается сразу несколько предприятий, специализирующихся в одной отрасли. Все они «кучкуются» вокруг одного или двух главных, выполняющих роль этакой «наседки». Она зорко следит за тем, чтобы вылупившиеся из-под ее крыла «цыплята» быстро научились сами находить себе пищу. И верно — у той же «Автоэлектроники», как выяснилось, по меньшей мере пара десятков малых фирм подрабатывают на мелких заказах. То же самое на «Агрисовгазе», «Венталле», «КаДви», «Эликоре».
   Кстати, директор Сосенского приборостроительного завода Владимир Ливенцев даже развил с трибуны целую социологическую теорию насчет совместимости пар «большой бизнес — малый бизнес». Оказывается, альянс может подтачиваться как с одной стороны, так и с другой. Малый бизнес, например, часто грешит излишней подозрительностью и не доверяет большому бизнесу. Чересчур любит «черный» нал. Не понимает специфики большого производства и часто «ходит на сторону». То есть нередко крутит «производственные романы» сразу с несколькими крупными заводами одновременно.
   Но бывает, что виной развода становится и бизнес большой. Это когда, по теории г-на Ливенцева, крупный завод боится разделить финансовые риски с малой фирмой. Или когда неоправданно долго возится с опытными предпринимательскими партиями. Или когда ему вдруг всбрендит требовать от малого бизнеса неимоверных серий — чуть ли не в масштабах ВАЗовского конвейера.
   Финансовые ресурсы - это то, из-за чего чаще всего стопорится предпринимательская идея. Брак бизнеса большого с малым сулит самые заманчивые перспективы. Глава калужского филиала Сбербанка Олег Макаров рассказал о кредитных возможностях своего учреждения: «Сегодня остаток нашей ссудной задолженности 2,5 млрд рублей. Из них около 400 млн — это долгосрочные инвестиционные кредиты». То есть все эти деньги вполне доступны малому бизнесу. И они становятся еще доступнее, если крепко задружиться с крупнейшими инвестиционными заемщиками Сбербанка — «Ремпутьмашем», «Кировским стройфарфором», «Автоэлектроникой», «Плитспичпромом» и др.
   Свою лепту обещает внести и власть.
   «Мы готовимся подписать со Сбербанком РФ соглашение, — заявил губернатор области Анатолий Артамонов. — В соответствии с ним мы возьмем на себя обязанности не только гасить часть процентной ставки по кредитам предпринимателям, но и предоставлять им определенные бюджетные гарантии. Это позволит резко ускорить процедуру выдачи кредитов малому бизнесу — с 5—6 месяцев до 1—2 недель».
   Такой подарок, ясное дело, надо еще заслужить. И губернатор подсказал малому бизнесу, как это лучше сделать — помочь ему в борьбе с жилищно-коммунальным голиафом. Хотя бы путем учреждения нескольких альтернативных частных ЖЭКов. В Калуге всем известно, как отчаянно бьется губернатор с этой неимоверной силищей и ждет подмогу только от малого бизнеса. Но та никак не идет.
   «Мы будем уходить из бизнеса, — обозначил свою позицию калужский губернатор. — Власть не должна заниматься бизнесом. Как только МУП — сразу же недобросовестная конкуренция. Как только ГУП — коррупция...» Выход — приватизация. Развитие предпринимательской инициативы. Перевод стрелок с прежней наторенной колеи под названием «Бизнес и власть» на новую, еще не проторенную «Бизнес, и еще раз бизнес».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Вёрсты"