21.11.2003  Вице-президент Московского фонда поддержки МП: мы готовы делиться своим опытом и перенимать региональный

   Выступая на заседании Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации, прошедшем 20 ноября, вице-президент Московского фонда поддержки МП Елена Емельянова рассказала об опыте, накопленном этой структурой в сфере развития межрегиональных сотрудничества предприятий малого бизнеса.
   Опыт накоплен огромный, сказала Е.Емельянова, но можно выделить три основных аспекта:
   1.Выставочная деятельность.
   Именно эта сфера межрегионального сотрудничества, отметила Елена Емельянова, в первую очередь дает возможность для продвижения товаров и услуг, завязывания контактов и привлечения инвестиций. Между тем, малым предприятиям особенно сложно реализовать все это, не имея необходимого информационного базиса. Поэтому Правительство Москвы выделяет достаточно большие средства на информацилнную поддержку МБ, открывая максимальному количеству предпринимателей возможность воспользоваться этими инструментами и ресурсами.
   Елена Емельянова высказалась категорически против проведения выставок типа "Малый бизнес на ВВЦ". Такая тематика ничего не говорит потенциальным посетителям – ведь малый бизнес существует в любой отрасли.
   Поэтому в Москве уже давно перешел на отраслевой принцип организации выставок и поддержки участия МП в выставках. Это нормальная международная практика, считает Е. Емельянова. В частности, как раз сейчас в Дюссельдорфе проходит самая крупная в мире выставка медицинского оборудования, и технопарк "Зеленоград", на территории которого расположено множество инновационных предприятий, привез туда не все фирмы, а только те, которые связаны с медицинскими технологиями. "Именно при таком подходе получаются и контакты, и контракты", - сказала Е. Емельянова.
   Поддержкой выставочной деятельности в Москве занимаются Московская торгово-промышленная палата и Центр деловых контактов "Дельконт", каждый по своему конкретному направлению. Так, по словам Е.Емельяновой, "Дельконт" регулярно устраивает в Центральном доме предпринимателя отраслевые выставки, где экспоненты активно общаются и между собой, и с посетителями, которые приходят целенаправленно. "Именно поэтому у нас на таких выставках более 50 тысяч посещений в год", - отметила Е.Емельянова.
   2. Межрегиональный маркетинг.
   Этот вид деятельности также направлен на установление контактов и привлечение инвестиций. По словам Е.Емельяновой, в 1997 году по инициативе Правительства Москвы была создана Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ). В настоящее время таких центров 69 в регионах РФ и 14 – за рубежом, они объединены в единую информационную систему и являются частью Российского делового портала "Альянс Медиа".
   Каждый маркетинговый центр, зарегистрированный в каком-либо регионе, предоставляет предпринимателям проверенную информацию, проводит единую ценовую политику. Елена Емельянова проиллюстрировала итоги деятельности Системы ММЦ рядом цифр. Так, за последние 3 года к услугам Системы обратилось около 130 тыс. предпринимателей, из которых 30 тыс. московских; деятельность ММЦ в области информатизации бизнеса и межрегионального маркетинга способствовала росту товарооборота между МП Москвы и других регионов на сумму более 1,5 млрд рублей; прирост экспорта-импорта в товарообороте между МП России и зарубежных стран составил более 30 млн евро.
   В последние 2 года маркетинговые центры особенно активно занимались деятельностью в области привлечения инвестиций, в том числе иностранных, прежде всего, новых технологий, ноу-хау. Как отметила Е.Емельянова, в экономику регионов уже сейчас привлечено более 8,5 млн евро. Несмотря на то, что инвестиции поступают в разные регионы, польза получается общая, поскольку, по словам Емельяновой, "если мы создаем совместное производство где-нибудь на территории Калужской области или в Барнауле, где занимаются, например, мясопереработкой, то, в конечном итоге, мы снабжаем население Москвы отечественным, качественно сделанным продовольствием".
   3. Промышленная субконтрактация По мнению Е.Емельяновой, она просто невозможна в рамках одного региона. Взаимодействие крупного и малого бизнеса, если оно носит масштабный характер, неизбежно становится межрегиональным.
   В Москве в 1998 году был создан Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства. "Переработав международный опыт, мы пришли к выводу, что у нас все-таки есть своя специфика, и мы методологию работы и информационную сеть построили с учетом российской действительности", - пояснила Е.Емельянова. Сейчас в РФ 25 независимых центров субконтрактации, которые приняли эту методологию и присоединились к этой инфраструктуре. Работают они достаточно эффективно, но, как признала Е.Емельянова, здесь есть еще серьезные проблемы – прежде всего, законодательного порядка. "Да, МП принципиально более приспосабливаемы к условиям рынка, инвестиционно ориентированы, быстрее реагируют на требования рынка. Но капитализация МП, их возможности в смене оборудования, в смысле инноваций достаточно ограничены, - сказала вице-президент Московского фонда. - Поэтому нам кажется, что в наше законодательстве надо предусмотреть специальную налоговую политику в отношении промышленных МП, учитывать амортизацию оборудования, ввести инновационную льготу по налогу на прибыль".
   Кроме того, Елена Емельянова выступила категорически против 15-миллионного порога для МП. "Для производственных МП это просто полная невозможность перейти на упрощенную систему налогообложения, - сказала она. - Если бы мы могли это сделать, то наши МП действительно стали бы более специализированными, более оснащенными передовым оборудованием и технлогиями. Тогда процесс взаимодействия малого и крупного бизнеса пошел бы гораздо быстрее".
   В заключение Елена Емельянова подчеркнула необходимость обмена опытом между Москвой и регионами: "Мы готовы отдать все наши разработки в регионы, и, в свою очередь, перенимать у них все хорошее. Мы регулярно встречаемся на конференциях, симпозиумах и координационных советах по МП по Центральному федеральному округу. Если есть динамично развивающийся район, муниципальное образование в каком-либо регионе, где глава готов не жарить золотую рыбку[малый бизнес] на сковородке, чтобы однажды наесться, а все-таки понимает, что эта золотая рыбка способна исполнять желания, мы готовы этому опыту учиться", - закончила Е.Емельянова.
   ИА "Альянс Медиа"